- ЗАПАДНАЯ Ж. Д.
- ЗАПАДНАЯ Ж. Д.
-
состоит из широтной магистрали Москва—Смоленск—Минск, пересекаемой линией Бигосово—Полоцк— Витебск — Смоленск — Жуковка и линией Невель—Орша. Линия Полоцк—Опочка построена в 1917 г., а линия Орша—Лепель — в 1927 г. Все эти линии имеют по преимуществу транзитное значение. З. ж. д. обслуживает Смоленскую и части Московской обл. и БССР, проходит по с.-х. районам, где развиты техн. культуры (лен, конопля, картофель) и продуктивное животноводство (мясо-молочный скот и свиньи); имеются также большие леса, запасы торфа и фосфоритов. В районе дороги имеются промышленные предприятия: чугунолитейные, работающие на привозном ломе, машиностроительные и вагоноремонтные з-ды, спичечные, фанерные, бумажные, деревообделочные фабрики и т. п. Управление— в Смоленске. Эксплуатационная длина— 2 424 км. Граничит на С. с Октябрьской (Опочка) и Калининской ж. д. (Идрица, Невель, Сычевка), на В. и Ю.-В. с М.-Киевской (Вязьма, Колодня, Рославль и Жуковка), на З. и Ю.-З. с Белорусской ж. д. (Кричев" Орша, Минск), с Белостокской и БрестЛитовской ж. д. (Фариново, Негорелое, Радошковичи) и с ж. д. Латвийской ССР (Бигосово). Линия Москва—Смоленск—Бигосово соединяет центр страны с западными районами. Грузовые потоки, проходящие по меридиональным линиям, имеют по преимуществу транзитный характер: по линиям Орша—Невель и Жуковка — Смоленск — Витебск идут грузы, гл. обр. уголь, нефть и хлеб, в ленинградский узел; по главной магистрали Москва—Минск следуют грузы, завозимые в обслуживаемые З. ж. д. районы, по преимуществу машины, уголь, нефть. В грузообороте З. ж. д. преобладают транзит и ввоз. Основные грузы в погрузке: минеральные строительные материалы, лес, торф и прочие грузы; в местном сообщении перевозится более 1/2 всего количества отправляемых грузов. Грузонапряженность значительно ниже среднесетевой. По главной линии Москва— Минск — интенсивное пассаж. движение, в том числе и международное. Большинство линий—двухпутные; на линии, являющейся звеном направления из Донбасса в Ленинград, обращаются паровозы ФД и СО.
МАСШТАБ 1:4.500.000" />
СХЕМАТИЧЕСКАЯ НАРТА ЗАПАДНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1940 г. МАСШТАБ 1:4.500.000
Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.
.