- ОРЕНБУРГСКАЯ Ж. Д.
- ОРЕНБУРГСКАЯ Ж. Д.
-
по преимуществу транзитная, связывает Среднюю Азию и Казахстан с центральными районами и Украиной; состоит из магистрали Кинель — Оренбург — Джусалы. В Оренбурге (ныне Чкалове) к магистрали примыкает линия Чкалов — Айдырля, участок к-рой Чкалов — Орск построен в 1918 г., а участок Орск — Троицк — в 1930 г.; этим создан южный выход с Урала в центральную и южную части СССР. Во второй пятилетке построена линия Уральск — Илецк, имеющая особое значение для западной части Казахской ССР; соединяя Рязано-Уральскую ж. д. с О. ж. д., она осуществляет через Саратовский мост кратчайшую связь Украины и Кавказа со Средней Азией и Сибирью. Строится линия Гурьев — Кандагач, которая обеспечит снабжение эмбенского нефтяного района и даст кратчайший выход эмбенской нефти и продукции каспийских рыбных промыслов (рыбоконсервный комбинат в Гурьеве) в Среднюю Азию и на Урал. О. ж. д. обслуживает частично Чкаловскую и Куйбышевскую обл. и части Актюбинской, Казахстанской и Гурьевской обл. Казахской ССР — районы преимущественно с.-х. значения. Управление в Чкалове. В районе, тяготеющем к О. ж. д., расположены эмбенские нефтяные источники, запасы к-рых исчисляются в 1 млрд. т, и Халиловское месторождение железных и полиметалл. руд. О. ж. д. проходит по плодородным земледельческим районам, дающим высокие урожаи зерновых культур. Граничит на З. с ж. д. им. В. В. Куйбышева (Кинель), на Ю.-З. с РязаноУральской (Илецк), на С. с Южно-Уральской (Айдырля) и на В. с Ташкентской ж. д. (Джусалы). Эксплуатационная длина—1988 км. В грузообороте О. ж. д. преобладает транзит; в погрузке хлеб, руда, минеральные строительные материалы, соль и др. О. ж. д. на всем протяжении однопутная. В третьем пятилетии должны возрасти перевозки нефти по дороге в связи с решением XVIII Съезда ВКП(б) о создании мощной нефтяной базы между Волгой и Уралом — "Второго Баку".
МАСШТАБ 1:6 500 000" />
СХЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ОРЕНБУРГСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1940 г. МАСШТАБ 1:6 500 000
Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.
.