- ПОДШИПНИК
опора вала или вращающейся осн. воспринимающая от них радиальные, осевые и радиально-осевые нагрузки и обеспечивающая их свободное вращение. П. - распространённая деталь машин, механизмов, приборов и др. устройств. По принципу работы различают П. скольжения, в к-рых цапфа вала скользит непосредственно по опорной поверхности, и П. качения, в к-рых между поверхностью вращающейся детали и поверхностью опоры расположены шарики или ролики. П. скольжения может иметь цилиндрич., конич. или шаровую форму опорной поверхности и работать в условиях полужидкостного и жидкостного трения. Простейшим П. скольжения является отверстие, расточенное в корпусе машины. Чаще в отверстие корпуса вставляют вкладыш из др. материала, обычно антифрикционного (см. Подшипниковые материалы). П. качения обычно состоят из нар. и внутр. колец, тел качения (шариков или роликов) и сепаратора (детали, удерживающей тела качения на определ. расстоянии одно от другого). П. качения различают: по направлению воспринимаемой нагрузки - радиальные, радиально-упорные, упорные (подпятники); по форме тел качения и рабочих поверхностей колец - шариковые, шариковые сферич., роликовые цилиндрич. - с короткими, длинными (игольчатыми) и витыми роликами, роликовые конич., роликовые сферич., роликовые сфероконич., в т. ч. самоустанавливающиеся, не чувствительные к незначит. угловым отклонениям вала; по числу рядов тел качения - одно-, двух- и многорядные; по степени точности - П. пяти классов точности - О, 6, 5, 4, 2. См. рис.
Подшипник скольжения с разъёмными вкладышами и кольцевой смазкой: 1 - корпус; 2 - вал; 3 - "кладыш; 4 - смазочное кольцо
Подшипники качения: а - шарикоподшипник; б - роликоподшипник; в двухрядный самоустанавливающийся сферический роликоподшипник; г - конический роликоподшипннк; д - игольчатый подшипник; е - упорный шарикоподшипник. Стрелками показано направление воспринимаемых подшипниками нагрузок
Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.