- МУФТА
(от нем. Muffe или голл. mouwtje) - устройство для соединения валов, тяг, труб, канатов, кабелей и т. п. Различают М. соединительные, к-рые в зависимости от выполняемых ф-ций обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и т. д. (напр., кабельные М., нек-рые фитинги), и М. приводов машин и механизмов, передающие вращат. движение и вращающий момент с одного вала на другой или с вала на свободно сидящую на нём деталь (напр., шкив, зубчатое колесо). М. приводов выполняют и др. ф-цииэ компенсируют монтажные отклонения, разъединяют валы, предохраняют машины от поломок в аварийных режимах и т. д. Передача момента в М. может осуществляться с механич. связью между деталями (напр., глухие, зубчатые, втулочно-пальцевые, кулачковые, шарнирные М.), за счёт сил трения или магнитного притяжения (напр., фрикционные и электроиндукц. синхронные М.), сил инерции или индукц. взаимодействием электромагнитных полей (напр., гидромуфты и электроиндукц. асинхр. М.). По характеру работы различают М. приводов; постоянные соединительные; управляемые; самоуправляемые, или автоматические (включаемые и выключаемые в зависимости от режима работы); М. скольжения (напр., гидромуфты). Конструкции нек-рых пост. соединит. М. машин показаны на рис.
Некоторые муфты приводов машин: а - жёсткая втулочная; 6 - компенсирующая зубчатая; в - сочетание двух одинарных шарнирных с промежуточным валом; г - подвижная кулачково-дисковая; д - упругая втулочно-пальцевая; е - упругая с торообразной оболочкой; 1 - соединяемый вал; 2 - втулка муфты; 3 - втулка с наружными зубьями; 4 - обойма с внутренними зубьями; 5 - полумуфта; 6 - промежуточный вал; 7 - резиновое кольцо; 8 - торообразная эластичная оболочка; А - поперечное смещение валов; Б - угловое смещение валов
Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.