Исполнительная власть

Исполнительная власть
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
(руководитель администрации)(executive) Ветвь власти, проводящая политику в жизнь. Существует три типа исполнительной власти. Авторитарная власть имеет разные формы, в зависимости от условий, в которых она возникла и развивалась, но для всех ее форм характерно ограничение полномочий только самими представителями этой власти и силами, которыми они располагают для навязывания своей воли. Администрация президентской власти США, возникшая вопреки положениям Конституции страны, состоит из министров и высших государственных чиновников, которых назначает и которыми руководит сам президент. Президенту принадлежит последнее слово и в выборе курса, который будет проводить администрация. Однако, согласно принципу разделения властей, полномочия президента ограничены избираемым Конгрессом и независимой системой судебных органов, в задачу которых входит надзор за тем, чтобы действия исполнительного органа не противоречили положениям Конституции. Власть парламентского типа характерна для Соединенного Королевства. Ее основу составляет кабинет министров (cabinet), подотчетный парламенту. Премьер-министр назначает министров и руководит их работой, но все решения, связанные с прерогативами исполнительной власти, принимаются коллегиально, а члены кабинета коллективно подотчетны законодательному органу, из состава которого они назначаются и в чьей постоянной поддержке нуждаются, чтобы не лишиться должности. На практике порядок принятия решений как в президентской, так и в парламентской системах более разнообразен, чем это может показаться на основании вышесказанного. Для президентской формы правления характерны децентрализация принятия решений внутри исполнительной ветви власти и зависимость от поддержки конгресса. Специалисты-аналитики отмечают важность "железных" треугольников, состоящих из исполнительных органов власти, комитетов Конгресса и основных групп интересов, согласие между которыми является решающим фактором выработки и реализации политики. Это делает координацию политики делом сложным, а порой и вообще невозможным. Самой большой властью президент пользуется на начальном этапе своего пребывания в должности, когда общественное мнение можно мобилизовать, используя эйфорию победы на выборах и надежды избирателей на выполнение предвыборных обещаний. Позже инициативы президента сосредотачиваются на формировании годового бюджета и на внешней политике, успех которой, в случае потенциальной оппозиции Конгресса, опять же зависит от мобилизации общественного мнения и благоприятных отношений с лидерами Конгресса. Деятельности президента серьезно мешает все чаще повторяющаяся ситуация, когда в Конгрессе господствует оппозиционная партия или внутри обеих партий существуют большие разногласия по поводу целей проводимой политики. Так, даже для президента-демократа, работающего с Конгрессом, который контролирует Демократическая партия, успех не всегда гарантирован. Конечно, политические инициативы Конгресса могут также блокироваться президентом, что случается отнюдь не редко. Непоследовательность исполнительной власти фактически дает основания считать, что эффективное управление страной, особенно в вопросах внутренней политики, приносится в жертву строгому соблюдению основного принципа Конституции – разделения властей. Принятие решений центральными органами исполнительной власти в парламентских системах правления также происходит по-разному, даже в Соединенном Королевстве. В самом деле, многие решения принимаются кабинетом министров или его комитетами от имени кабинета. Вместе с тем по мере разрастания правительства все большей властью начинают пользоваться отдельные министры на уровне своих министерств или высшие государственные чиновники, действующие от их имени; министры, деятельность которых затрагивает интересы более чем одного министерства; два министра, один из которых обычно руководит министерством, расходующим финансовые средства, а другой – министерством финансов; более двух министров, решающих общий вопрос, с которым не нужно обращаться к кабинету в целом; управляющие делами партии, обладающие значительным влиянием на премьер-министра. Там, где политические решения на министерском уровне принимают сами министры или высшие чиновники, обычным явлением стало как формальное, так и неформальное участие в принятии решений различных групп интересов. С 1960-х гг. возросла роль политических советников. Положение министров, которые часто меняются (мало кто из них пребывает в должности более двух лет), резко отличается от положения государственных служащих, занимающих свои должности практически постоянно. Это дает основание предположить, что, хотя исполнительная ветвь власти достаточно монолитна, она рискует сильно "обюрократиться". Аналитики, считающие высших государственных чиновников хорошо сплоченными в вопросах стратегических целей, могут пойти дальше и сказать, что на практике реальная исполнительная власть находится в их руках. Проблемы исполнительной власти в либеральных демократиях решить непросто. Это можно сделать лишь путем совершенствования государственных институтов сверху и предоставления более широких возможностей для участия граждан в управлении государством снизу. В условиях разросшегося управленческого аппарата исполнительная власть будет неизбежно сталкиваться с напряженностью, связанной с попытками небольшой группы законно избранных лиц взять ее в свои руки и осуществлять в подотчетной гражданам манере, при ограниченных возможностях граждан эффективно использовать результаты государственного управления.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". . 2001.

Исполнительная власть
один из основных видов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны или местного территориального сообщества людей. Это не значит, что исполнительная власть носит подчиненный законодательной власти характер. Они взаимозависимы и в то же время взаимосвязаны друг с другом. Специфика положения исполнительной власти и ее органов в государстве такова, что она находится непосредственно в гуще народных интересов, потому обязана гибко, подвижно, оперативно реагировать на народные потребности и интересы.
С ликвидацией осенью 1993 года системы Советов исполнительные органы стали занимать основное место в структуре властных отношений. Выстраивалась определенная вертикаль исполнительной власти. Но после введения губернаторских выборов эта становящаяся управленческая вертикаль была разрушена. Губернатор сейчас зависим в первую очередь от населения, которое его избрало. Поэтому Президент России не может снять губернатора, а последний – выбранного главу районной администрации. Создалась ситуация вертикальной неуправляемости страной, регионами, органами местного самоуправления.
Возможный выход из нее – оформление избирательной вертикали через институт полномочных представителей Президента РФ в субъектах федерации.
Систему органов исполнительной власти российского государства составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 78 Конституции России фиксирует: федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они также могут по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Исполнительная власть и ее институты склонны абсолютизировать свои функции, расширять их и тем самым способствовать бюрократизации системы управления, суживать поле демократии. Поэтому только в четком разделении властей, их взаимоконтроле заключен основополагающий механизм сдержек и противовесов, основа и способ их эффективного функционирования.
Шпак В.Ю.

Политология. Словарь. — М: РГУ. . 2010.

Исполнительная власть
в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества. Исполнительная власть осуществляет функции управления государственными делами, основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Помимо управления исполнительной власти принадлежат полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), внешнеполитического представительства, административного контроля. Большинство конституций формально наделяют исполнительной властью главу государства - в парламентарных республиках и монархиях, в президентских республиках, или правительство - в республиках смешанного типа. На самом деле в парламентарных монархиях и республиках исполнительная власть полностью принадлежит правительству, в дуалистических монархиях - монарху совместно с правительством, в республиках смешанного типа и президентских республиках осуществление исполнительной власти происходит под руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне функции исполнительной власти возложены на органы регионального и местного управления и самоуправления. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти. Глава исполнительной власти является высшим руководителем органов государственного управления на общенациональном, региональном или местном уровне. На общенациональном уровне в монархических государствах главой исполнительной власти формально является монарх. В парламентарных монархиях главой исполнительной власти фактически является глава правительства. В президентских республиках - президент, в парламентарных - формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках - президент, но иногда формально глава правительства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации главой исполнительной власти на федеральном уровне формально является председатель правительства Российской Федерации, но фактически - президент Российской Федерации. Дуализм исполнительной власти (от лат. dualis - двойственный) является характерной чертой республик смешанного типа, где существуют сильный всенародно избранный президент и ответственное перед парламентом правительство. При этом исполнительная власть распадается на два лагеря: президент и его администрация - с одной стороны, премьер-министр и правительство - с другой. Особенно ярко дуализм исполнительной власти проявляется, когда президент и премьер-министр принадлежат к соперничающим политическим партиям. Примером дуализма исполнительной власти могут служить ситуации во Франции 1986-1988 годов, на Украине 2006-2007 годов. Согласно конституционно-правовой доктрине США президент, как глава исполнительной власти, обладает привилегией исполнительной власти, которая заключается в праве не предоставлять органам Конгресса США (в том числе следственным комиссиям) запрашиваемые сведения под предлогом того, что они содержат государственную или военную тайну.

Политическая наука: Словарь-справочник. . 2010.


Политология. Словарь. — РГУ. . 2010.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Исполнительная власть" в других словарях:

  • Исполнительная власть — Исполнительная власть  один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой …   Википедия

  • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполненияпринимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ независима от законодательной власти, которая… …   Финансовый словарь

  • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ власть, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных… …   Современная энциклопедия

  • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Исполнительная власть — ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая… …   Энциклопедия юриста

  • Исполнительная власть — (англ. the executive power) в соответствии с принципом разделения властей правоприменительная публичная власть, главная функция которой исполнение принимаемых органом законодательной власти законов в целях практической организации и руководства… …   Энциклопедия права

  • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с принципом разделения властей правоприменительная власть, на которую возлагаются функции исполнения принимаемых законодательной властью (парламентом) законов. И.в. обычно принадлежит главе государства и правительству. И.в.… …   Юридическая энциклопедия

  • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного… …   Юридический словарь

  • исполнительная власть — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN executive аuthority …   Справочник технического переводчика


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»