- ФОМА АКВИНСКИЙ
- ФОМА АКВИНСКИЙ
-
(Aquinas, St. Thomas) (ок. 1225–74) Теолог-католик и политический философ, один из крупнейших представителей научной мысли средневековья, основатель томизма. В основе его политической теории лежал аристотелизм. Она изложена в комментарии к "Политике" Аристотеля (Aristotle) (который содержится в трактате "De regimine principum" ("О правлении государей"), написанном при дворе Папы Римского в 1259–68 гг. и законченном другими), а также в большом сочинении "Summa Theologiae" II ("Сумма теологии" II). Часть первая. Рубрики 90–97. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский утверждал, что государство есть институт естественный, а не традиционный (как общественные организации, компании или клубы) и представляет собой идеальное общество ("communitas perfecta"). Государство естественно, потому что люди – это общественные животные. Им необходимо объединяться, чтобы выжить, обеспечить себе хорошее существование и создать условия для развития культуры. Стадные животные действуют инстинктивно, люди – опираясь на разум. Государство идеально, поскольку (в принципе) способно обеспечить человеку достижение его жизненных целей и не зависит ни от какого высшего общества в отличие от семьи (также естественного общества), выживание и материально-культурное развитие которой связаны с более крупным обществом. Любая власть, считает Фома Аквинский, от Бога (и в этом его отличие от Аристотеля), поскольку она связана с правом на жизнь и на смерть, которые, согласно церковной доктрине, являются прерогативой Бога. Однако он возвращается к аристотелизму, утверждая, что суверенитет верховной власти естественен (будь то монарх, парламентское правление или народное правительство) и что он дается Богом, но через посредство народа. Суверенитет естественен, потому что без органа управления, принимающего решения, обязательные к выполнению, возникнет анархия (anarchy), и люди могут уничтожить друг друга. Он дается через посредство народа, поскольку независимо от формы правления должен отражать его интересы. "Если народ (multitudo) не имеет возможности свободно устанавливать законы или отменять те, что ему навязывает высшая власть, то у него все равно есть обычаи, которые принимают форму закона, поскольку именно на основании этих обычаев те, кто вводит законы, имеют на это право" ("Сумма теологии" II. Часть первая. Рубрика 97, статья 3). Поэтому государство ни в коей мере не зависит от церкви. Цели и роли этих институтов совершенно различны. Вместе с тем Фома Аквинский верил в сверхъестественную цель человечества. Церковь в достижении этой цели является идеальной организацией, поскольку не зависит ни от какого другого института. По томистским взглядам, церковь как таковая ни в какой форме не подчинена государству, в то время как государство должно принимать во внимание интересы церкви, поскольку ее цель более возвышенна и к ней стремится каждый гражданин. Фома Аквинский сравнивает отношения между церквью и государством с отношениями между душой и телом. Как душа, так и тело играют особую, только им присущую роль, но в конечном счете роль души важнее. Это единство предназначения проявляется в гражданине, который имеет одну цель, но различные духовные и материальные потребности. Отношение гражданина к государству также имеет холистический характер. Гражданин подчинен государству, как часть подчинена целому, как части тела – телу. Но это не дает государству права неограниченной власти. С одной стороны, нельзя подчиняться закону, который противоречит закону Божию, с другой – гражданские законы, противоречащие естественному (т.е. духовному) закону, недействительны. В этом Фома Аквинский солидарен с большинством средневековых мыслителей, как и в признании правомерным тираноубийства. Поскольку политической властью наделяет Бог, правитель управляет как бы по доверенности. Если он злоупотребляет этим доверием и становится тираном, власть следует отобрать, даже если это сопряжено с насилием. Философские взгляды Фомы Аквинского до сих пор не потеряли актуальности. У него еще многому можно поучиться, особенно в том, что касается места и роли церкви, общих проблем суверенитета власти, прав граждан и силы закона. Его соединение аристотелизма с христианством внесло существенный вклад в развитие политической теории.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.