- СУНЬ ЯТСЕН
- СУНЬ ЯТСЕН
-
(Sun Yatsen) (1866–1925) Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился в бедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун. В 13 лет уехал к своему старшему брату на Гавайи, учился в западных школах, оттуда отправился в Гонконг, где получил ученую степень по медицине. Переживая из-за упадка в Китае, организовал небольшое общество – "Синчжунхой" ("Xing Zhong Hui" – "Союз возрождения Китая"), носившее умеренно реформистский характер. Однако разгром в 1898 г. Движения за реформу и казнь некоторых его руководителей по приказу вдовствующей маньчжурской императрицы побудили Сунь Ятсена, как и многих других, встать на революционный путь. Он организовал новую группу – "Тунмэнхой" ("Tongmeng Hui" – "Общество Союза"), которая пользовалась поддержкой китайских эмигрантов (через южные тайные общества) и молодых китайских интеллигентов, особенно тех, кто учился в Японии. Реформы, предпринятые маньчжурскими властями усилили оппозицию китайцев как противостоящую маньчжурам силу, что вызвало рост недовольства среди китайской мелкопоместной аристократии. В 1911 г. после десяти неудачных попыток, организованных Сунь Ятсеном и его соратниками, произошло восстание, завершившееся успехом. Маньчжуры отреклись от власти, была провозглашена Китайская республика и Сунь Ятсен был избран временным президентом. Вскоре его сменил Юань Шикай – личность гораздо более известная и достаточно консервативная. С ликвидацией центрального значения, придававшегося имперской властью проблеме лояльности, Китай распался на части. Задача Сунь Ятсена состояла в воссоединении страны, что он полагал сделать путем создания националистической демократии. В 1923 г., отчаявшись получить помощь от западных держав, обратился к СССР. Он заключил союз с недавно созданной Коммунистической партией Китая (в то время очень малочисленной, но пользовавшейся поддержкой России), на ленинских принципах перестроил свою партию и принял радикальную программу. Когда он умер (1925), Китай еще не стал единым, однако он жил в созданной Сунь Ятсеном атмосфере новых политических целей и ожиданий. На его наследие претендовали как националисты, так и коммунисты. Политические идеи и программа Сунь Ятсена были преданы гласности в серии лекций под названием "Три принципа народа" – национализм, демократия и жизнеспособность. Сунь Ятсен не создал последовательную философскую систему, его взгляды отличались противоречивостью. Он был убежден, что западные идеи свободы и равенства в тот момент неприемлемы для Китая. Раз Китай, полагал он, не пострадал от крайностей самодержавия, значит, там необходимости в свободе. Проблема заключается скорее в избытке свободы, ведь китайский народ волен игнорировать призывы к национальной солидарности: "Мы ни в коем случае не должны давать индивиду больше свободы; давайте вместо этого обеспечим свободу нации". Сунь-Ятсен доказывал также, что Китаю не нужно равноправие – число помещиков и капиталистов невелико, а аристократии нет вовсе. По его словам, в Китае нет богатых и бедных, есть только бедные и беднейшие. Тем не менее он открыто заявлял о приверженности демократии и даже провозгласил права отзыва или отмены (путем референдума) законодательной инициативы и созыва референдума. Он выдвинул программу "опекаемого" развития демократии, начиная с уровня деревни и завершая созданием национального парламента. Сунь Ятсен считал коммунизм делом бесперспективным, поскольку тот выражал "патологию конкретного общества", и в то же время утверждал, что разработанный им "принцип жизнеспособности" представляет "коммунизм на практике", при этом его планы экономической реконструкции Китая носили весьма радикальный характер. Прибыль, получаемая за счет роста стоимости городских земель, должна была инвестироваться в финансируемую государством промышленность, тогда как более низкая арендная плата за сельскохозяйственные земли и большие гарантии землевладельцам прокладывали путь к перераспределению земли. Говоря о китайской культуре, он заявлял, что мораль в Китае находится на более высоком уровне, чем на Западе, но признавал, что "в плане действия китайцы менее активны", чем иностранцы. Преемник Сунь Ятсена, Чан Кайши, обычный солдат, поощрявший китайских фашистов ("голубые рубашки"), не пытался всерьез использовать идеологию Сунь Ятсена до тех пор, пока поражение не отрезвило его и его власть не оказалась ограниченной территорией Тайваня. Проведенная там земельная реформа с выплатой компенсаций землевладельцам, государственный контроль над развивающейся промышленностью и поддержка частного предпринимательства в сочетании с однопартийной системой, деспотичной по отношению к индивиду, но живо откликавшейся на интересы крестьян, породило экономическое чудо, тем более загадочное, что быстрый рост сопровождался резким сокращением неравенства доходов. Идеи Сунь Ятсена, по всей видимости, получили подтверждение, и это не прошло бесследно для китайцев, считавших, что модернизация традиционного уклада лучше, чем отказ от него во имя коммунизма или западной демократии.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.