- СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
- СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
-
(medieval political theory) Средневековая теория политики в Западной Европе выросла из разногласий между церковью и государством по вопросу о назначении епископов светскими властями. Поскольку священнослужители были чуть ли не единственными образованными, в т.ч. сведущими в математике, людьми, императоры, короли, герцоги и прочие правители опирались на их помощь в управлении своими владениями. Поэтому было важно, чтобы высшие посты занимали представители духовенства, не только обладающие способностью к управлению, но и лояльные суверену. И у правителей вошло в практику не признавать неугодных им избранников папы и назначать кандидатов по своему собственному выбору, наделяя их одновременно и духовной, и мирской властью. Папство стало противодействовать этому, начиная с прихода к власти папы Григория VII (1073–85). При предшественниках Григория, Льве IX и Николае II, папская позиция отличалась сравнительной умеренностью. Григорий стал действовать гораздо решительней. До него папство не слишком активно настаивало на главенстве церкви даже в делах духовных и довольствовалось тем, что контролировало назначение архиепископов. Григорий потребовал верховенства папы даже в делах мирских, включая смещение правителей и освобождение их подданных от вассальной зависимости. Эти требования основывались на некоторых текстах из Священного Писания, главным образом Евангелия от Матфея (16:19) и от Луки (22:38), но прежде всего на поддельном документе VIII в. "Дар Константина" ("The Donation of Constantine"), где утверждалось, что император Константин, крестившись, передал папе Сильвестру I имперскую власть над Западом, в т.ч. над Римом, Италией, всеми провинциями и островами. Эти папские притязания неоднократно повторялись на протяжении последующих веков; наиболее радикально они были выражены в булле Бонифация VIII "Unam Sanctam" (1302), вызвавшей сильное негодование французского короля Филиппа IV, результатом чего стало пленение папы. Среди философов, поддержавших притязания пап, были Жиль Римский, Джон Солсберийский и Фома Аквинский (Aquinas). В число их противников входили Данте (Dante) и занимавший крайнюю позицию Марсилий Падуанский (Marsiglio of Padua). Жиль Римский (1247–1316) преподавал теологию в Париже в 1285–92 гг., написал две важные политические работы: "De regimine principum" и "De potestate ecclesiastica". Первая предназначалась для будущего Филиппа IV. Она в основном была выдержана в духе учения Аристотеля (Aristotle), томизма. Вторая, имевшая папистскую направленность, по иронии судьбы стала источником, который Бонифаций VIII использовал для буллы "Unam Sanctam". Понять это кажущееся противоречие можно лишь в том случае, если принять за основу, что первая обращается к правителю только в его мирской ипостаси, тогда как вторая касается сущности мирской и духовной власти. Первая ничего не добавляет к сказанному Фомой Аквинским. Вторая излагает крайнюю папистскую позицию, основанную на аргументации Августина. Жиль стоит на том, что вся власть дается Богом через Церковь, особенно через наместника Христа – папу. Он вверяет мирскую власть светским правителям и может, если потребуется, отобрать эту власть и освободить подданных от вассальной зависимости. Мирская власть предполагает и власть над человеческой жизнью, а такой властью обладает только Бог, поэтому наделять ею может лишь представитель Бога – Церковь, и прежде всего наместник Христа. Однако, по выражению Жиля, мирская власть принадлежит церкви non ad usum sed ad nusum, т.е. церковь имеет эту власть, но пользоваться ею не станет (не может). Джон Солсберийский (ок. 1115–80), еще более ранний сторонник папства, секретарь Томаса Бекета, придерживался не столь радикальной позиции. В своей Polycraticus он поддерживает точку зрения, согласно которой мирская власть дается Церковью, но Церковь не имеет права смещать правителей – это дело подданных. Подобно многим средневековым мыслителям, он защищает тираноубийство. По его мнению, правитель становится тираном, когда преступает законы естественной морали или естественной справедливости (aequitas). Изречение римского юриста Ульпиана: Quod principi placuit legis habet vigorem ("Решение правителя имеет силу закона"), – он трактовал не в абсолютистском духе (правитель может законно делать все, что ему вздумается), а в правовом смысле: правомочное законодательство правителя имеет силу благодаря власти, данной ему народом. Другими словами, цель его скорее состояла в том, чтобы ограничить пределы мирской власти, чем в том, чтобы усилить власть папства. Однако он не был таким глубоким исследователем теории политики, как Фома Аквинский. Так спор между Церковью и государством в эпоху средневековья привел к возникновению политических теорий, заложивших основы политической мысли времен Реформации и даже более близкого к нам времени.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.