- СМИТ АДАМ
- СМИТ АДАМ
-
(Smith, Adam) (1723–90) Шотландский философ, создатель классической политэкономии. Родился в Керколди (графство Файф) и большую часть жизни провел в Шотландии, являясь связующим звеном между Шотландским и Французским Просвещением (Enlightenment, Scottish and French). Пройдя курс обучения в Глазго, видимо, у ведущих представителей шотландского Просвещения, Смит отправился в Оксфорд. Об этом этапе жизни он оставил следующую запись: "В Оксфордском университете большая часть профессуры в течение многих лет совершенно не занимается преподаванием". Впоследствии Смит отдалился от Англии и ее институтов. Будучи шотландцем, более тесно связанным с Францией, нежели с Англией, Смит многим напоминал своего близкого друга Дэвида Юма (Hume). С 1752 по 1764 г. Смит был профессором философии морали в университете Глазго, и его книга "Теория нравственных чувств" ("The Theory of Moral Sentiments", 1759) (далее – ТНЧ) написана на основе прочитанного там курса лекций. В 1764 г. он получил предложение стать репетитором одного молодого аристократа во Франции, благодаря чему познакомился с физиократами (physiocrats). Вернувшись в Шотландию, в течение 10 лет работал над книгой "Исследование о природе и причинах богатства народов" ("The Wealth of Nations", 1776) (далее – БН). Невинные откровения о стоическом атеизме умирающего Юма в 1776 г. "навлекли на меня, – пишет Смит, – неизмеримо более тяжелые оскорбления, чем те, которых я удостаивался за самые резкие нападки на всю коммерческую систему Великобритании". В 1778 г. Смит стал таможенным уполномоченным Шотландии. Такой странный выбор позволил ему непосредственно познакомиться со злоупотреблениями в торговле и явлением, неизменно сопровождающим политику в области тарифов и ныне называемым "поиск ренты" (rent-seeking). Нет никаких указаний на то, что Смит тяготился этой деятельностью; напротив, он занимался ею весьма старательно согласно своим экономическим и политическим взглядам, заклеймил как более чем бессмысленную. Его последняя публичная должность – ректор университета в Глазго (1787). Единство идей Смита сейчас более очевидно, чем ранее. Моральным качеством, в которое он верил более, чем в другие, как следует из ТНЧ, было сочувствие – понимание того, что ты разделяешь чувства других. Смит полагал, что оно должно служить и практической, и нормативной основой для сотрудничества. "Видеть нас самих, как другие видят нас" (Роберт Бернс "Обращение к воши" – "To a Louse"). Бернс, очевидно, читал ТНЧ, т.к. эта фраза принадлежит Смиту. Однако Смит не заходит столь далеко, чтобы утверждать, что в мире достаточно благожелательности, чтобы оставить все, как есть; в отрывке из книги, где рассказывается о том, как перераспределение излишков богачей поневоле приносит пользу беднякам, проводится мысль о "невидимой руке". Возвращаясь к ней в БН, Смит переставляет акцент с сочувствия на заботу о собственных интересах. Хотя "мы ожидаем получить обед не из-за благожелательности мясника, пивовара или пекаря, а благодаря тому, что они заботятся о собственных интересах", все же стремление каждого человека к собственной выгоде заставляет его "невидимой рукой доводить дело до конца, который не входил в его намерения". Слово "сочувствие" имеет для Смита более широкий смысл, чем это принято в современном английском языке, и означает сочувствие в действии. Подобно ТНЧ, БН носит частично описательный, частично нормативный характер. Она открывается темой разделения труда (division of labour), которое Смит считал основой богатства наций. В приведенном им знаменитом примере рабочий "пустяшной" мануфактуры, выпускающей булавки, может в лучшем случае изготовить в день двадцать булавок, если будет делать все операции сам, в то время как даже маленькая фабрика, на которой работают десять человек и каждый занимается определенной операцией, может производить в день 48 тыс. булавок. Поэтому процесс, в ходе которого рабочие предлагают свою рабочую силу капиталистам, организующим производство на основе разделения труда, делает каждого в капиталистическом обществе богаче даже самых богатых членов некапиталистического, традиционного общества. Исходя из этого, Смит предлагает общие рецепты для разных форм экономической организации государства – капитализма, laissez-faire (невмешательство государства в экономическую жизнь) и свободной торговли. Каждая школа политической мысли находит в Адаме Смите то, что ей подходит. По мнению Маркса (Marx), Смит выдвинул теорию трудовой стоимости (labour theory of value), допустив ошибки, которые ему, Марксу, надлежит исправить. Маркс соглашался с идеями Смита о разделении труда, но не понимал, что это приводит к отчуждению (alienation). Защитники теории laissez-faire считают Смита своим духовным отцом, но их противники также черпают у него вдохновение. Смит был уверен в том, что оборона государства, общественные работы и образование нельзя отдавать на откуп рынку, и сторонники протекционизма и вмешательства правительства в экономику могут подкрепить свои взгляды цитатами из Смита. Обе книги Смита полны иронических замечаний ("Загородный дом, этот большой предмет, разделяющий жен олдерменов, создан трудом, на который уходит половина человеческой жизни" – ТНЧ; "Дисциплина в колледжах и университетах в общем направлена не на благо студентов, а на удовлетворение интересов преподавателей, точнее ради облегчения им жизни" – БН). Реплики Смита делают его провозвестником скорее школы общественного выбора (public choice), чем какого-либо иного направления политической и экономической теории.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.