- РУССО ЖАН ЖАК
- РУССО ЖАН ЖАК
-
(Rousseau, Jean-Jacques) (1712–78) Философ, занимавшийся исследованиями в области морали, политики и образования; писатель, композитор, музыковед и ботаник. Он не был французом по происхождению, родился в Женеве, франкоговорящем кантоне Швейцарской Конфедерации. Семья его была сравнительно бедной, но Руссо в силу рождения принадлежал к высшему в Женеве классу граждан – к одному из тех двух классов из пяти, которые обладали политическими правами и составляли весьма небольшой процент населения. В поисках счастья без копейки за душой Руссо в возрасте 18 лет покинул Женеву. Он отверг кальвинизм (Calvinism), прежде всего потому, что центральное место в нем занимал тезис о первородном грехе, и стал римским католиком. Несмотря на полученное в 1754 г. разрешение вернуться в протестантскую веру, Руссо постепенно пришел к отказу от всех официальных религий. Он занимался самообразованием, познакомился – в числе прочих – с идеями Платона (Plato), современной ему школой естественного права (natural low), идеями Просвещения (Enlightenment). В 1749 г., вдохновленный тем, что Дижонская академия учредила премии за участие в конкурсе эссе, Руссо написал "Рассуждения о науках и искусствах" и получил первую премию. Опубликованная в 1750 г., эта работа принесла ему славу. В 1755 г. он написал "Рассуждения о неравенстве" ("Discourse on Inequality"), опять для Дижонской академии, но премии на этот раз не получил. В этих двух "Рассуждениях" Руссо противопоставлял простодушие и невинность человека, живущего в уединении в естественном состоянии (state of nature) и находящегося в согласии со своей сущностью, и развращенность человека из общества, который видит себя и, следовательно, живет, ориентируясь исключительно на чужие мнения. Проявлением этой развращенности являются науки и искусства, с одной стороны, и неравенство – с другой. В "нишу" между естественным состоянием и развращенным обществом Руссо помещает (правда, об этом говорится только в одном параграфе) первобытную семью, которая настолько мала, что развращенности просто нет места в отношениях между ее членами, и которая поэтому обеспечивает почву для нравственности. В 1762 г. выходят в свет "Эмиль", трактат по вопросам образования, и "Об общественном договоре" – главный труд Руссо в области политической философии. Общество действительно основано на договоре, но в отличие от других мыслителей – сторонников общественного договора (social contract), Руссо выступает против того, чтобы позволить первоначально независимым индивидам передать все свои полномочия (свободу воли) правителю. Свобода воли в его понимании является неотчуждаемой. Руссо поэтому отделяет суверенитет – законодательную функцию – от правительства, выполняющего исполнительную функцию, и ставит второе на службу первому. Единственно законной формой суверенитета является прямая демократия, при которой все граждане имеют право участвовать в выработке законов. Такой подход разрешает, к удовольствию Руссо, парадокс, связанный с тем, что, вступив в общество, каждый остается таким же свободным, каким был до вступления в него. Это объясняется приверженностью Руссо античному пониманию свободы как участия, в отличие от современного понимания ее как сферы жизни, свободной от вмешательства со стороны общества. Свободы в античном понимании можно достичь посредством общей воли (general will). Воля каждого индивида, направленная на благо всего общества, выше его собственного частного интереса. Этот подход основан на идее разделения действительных и кажущихся интересов, при котором реализация последних приведет к уничтожению первых, причем человек потеряет возможность достичь свободы в античном смысле. В этом процессе он может утратить свободу в современном смысле, и это противоречие скрывается за парадоксальным утверждением Руссо о том, что, если кто-то отказывается принять общую волю, его нужно заставить быть свободным. Чтобы гражданское собрание минимально приблизилось к идеалу – единогласному принятию законов, Руссо полагает необходимым установление духовной гармонии между гражданами. Это должно стать результатом целенаправленной политики, но может быть достигнуто только в условиях небольшого и изолированного общества. Можно заметить определенное несоответствие между взглядами Руссо на необходимость искусственно созданной и тесно спаянной ортодоксии в обществе, и изложенными в "Эмиле" воззрениями на образование, в основе которого, по его мнению, лежат естественные контакты конкретного ученика с миром вещей. В действительности Руссо признавал, что даже самое маленькое общество, способное обрести независимость, не могло бы предоставить политические права каждому. Для него образцами законного общества были некоторые из городов-государств древней Греции, республиканский Рим, а также Женева, которые разными путями воплотили в жизнь равенство своих граждан, но сохранили неравенство между последними и остальным населением. Руссо отвергал возможность применения своего идеала к большому современному обществу, хотя в 1772 г. написал по заказу проект конституции Польши, которая находилась под угрозой первого раздела между Пруссией, Австрией и Россией, что и произошло в том же году. Руссо учитывал польские традиции и пытался сделать их неотъемлемой частью подлинно национального сознания путем воспитания класса граждан города-государства. В то же время, стремясь максимально приблизиться к условиям осуществления общей воли в малом государстве, Руссо предложил предоставить большую долю самоуправления каждой из 33 провинций, которые должны были быть созданы и объединены посредством федерального устройства. В целом, значение взглядов Руссо состояло в том, что он выдвинул альтернативу оптимизму эпохи Просвещения, в связи с чем его иногда причисляли к приверженцам романтизма (romanticism) на основании того, что в мотивации поведения людей он отводил более важную роль чувствам, а не разуму.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.