- ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА, ФРАНЦУЗСКАЯ
- ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА, ФРАНЦУЗСКАЯ
-
(Fifth Republic, French) Создана в качестве ответной меры на военный мятеж, который произошел в мае 1958 г. в Алжире и был направлен скорее против политики парижского правительства, чем против режима вообще. Армия, перед лицом непрекращающихся националистических выступлений по всему Средиземноморью, хотела иметь гарантии того, что Алжир останется французским, в то время как в Париже рассчитывали на достижение мира путем переговоров. Четвертая республика (Fourth Republic, French) уже не пользовалась уважением и не могла в полной мере осуществлять властные полномочия. Кризиса удалось избежать только благодаря назначению премьер-министром генерала де Голля. При этом подразумевалось, что он представит на одобрение избирателям проект новой Конституции. Конституция Пятой республики вводила должность сильного президента, хотя его властные полномочия делились с премьер-министром, подотчетным Национальному собранию. В соответствии с давно оформившимися взглядами Шарля де Голля, парламенту отводилась сугубо законодательная роль, а его ревностно охраняемый суверенитет серьезно ограничивался. Законодательная инициатива оставалась прерогативой правительства. Тем не менее роль президента в новой системе Конституция трактовалась путанно, о его отношениях с премьер-министром и правительством говорилось туманно. Президент назначал премьер-министра (и, надо полагать, мог освобождать его от должности), и вскоре де Голль дал понять, что вопросы внешних сношений, обороны и Алжира являются его собственным "полем деятельности". Более того, окончание в 1962 г. войны в Алжире знаменовалось явным уклоном в сторону президентского правления, причем президента теперь уже выбирала не коллегия выборщиков, а избиратели в ходе прямого голосования. Однако при де Голле (1958–69) система управления государством оставалась менее президентской, чем при его преемниках, что, возможно, объяснялось нежеланием генерала погрязать в административной рутине, в разработке и реализации внутренней политики. Эти заботы он поручал назначенным им премьер-министрам, которые, в свою очередь, пользовались поддержкой большинства в парламенте. Позднее президенты вмешивались в эти дела более активно. В наибольшей степени президентскими полномочиями воспользовался в 1981–86 гг. Франсуа Миттеран, бывший лидер Социалистической партии, безусловно поддерживаемый своими соратниками в правительстве и руководящий дисциплинированным социалистическим большинством в Национальном собрании. Несмотря на то что масштабы президентского вмешательства существенно возросли, а его должность еще более персонифицировалась, в стране с устоявшимися либеральными традициями и мощными автономными институтами, естественно, существовали безусловные ограничения свободы действий высшего должностного лица. Миттеран, еще до 1986 г. и периода "сожительства" (cohabitation), начал передавать премьер-министру и правительству все больше полномочий, и эта тенденция сохраняется по сей день. Широкие полномочия в чрезвычайных условиях, данные президенту в соответствии со статьей 16 Конституции, использовались только однажды – де Голлем. Положение о всенародном референдуме, выработанное во время войны в Алжире, не имело никакого практического значения, однако после войны оказалось палкой о двух концах. Де Голль был вынужден уйти в отставку после провала на референдуме вопроса о региональных полномочиях, а референдум 1992 г. по Маастрихтскому договору (Maastricht treaty) хотя и дал незначительное большинство голосов "за", продемонстрировал, насколько сильно взгляды избирателей расходятся по этому вопросу. В отличие от своих предшественниц, Пятая республика обеспечила стабильность государственного управления и преемственность политики, несмотря на студенческие и рабочие волнения в мае 1968 г., напряженность, порожденную "сожительством", между 1986–88 и 1993–95 гг., а также вопреки экономическим трудностям 1970-х гг. Хотя популярность политических лидеров и правительств колебалась в широком диапазоне, тогдашние институты Французской Республики пользовались беспрецедентной со времен революции легитимностью. Национальное согласие по вопросам внешней политики, достигнутое де Голлем, продолжает существовать и в настоящее время, претерпев поразительно малые изменения. Когда правительства пытались браться за самые трудноразрешимые проблемы, в стране не наблюдалось почти никаких признаков застоя (immobilisme), характерных для двух предыдущих режимов. При Пятой республике консолидировался и окончательно оформился Общий рынок, было модернизировано французское сельское хозяйство, реформирована промышленность, проведена экономическая либерализация, административная децентрализация и существенно изменена система образования. Пятая республика отмечена безболезненным, сопровождавшимся нарастающим единством взглядов на экономическую политику переходом власти от правых сил к левым, и наоборот. Такая ситуация возникла в 1982 г. после резкого изменения социалистами своих взглядов, выразившегося в признании свободного рынка, т.е. в отходе от принципов государственного контроля. Потеря коммунистами поддержки избирателей и последующий уход этой партии из правительства (1984) также способствовали достижению согласия и стабильности, несмотря на постоянно возникающие новые проблемы: иммиграция, конфликты на расовой почве, экология. За периодом "сожительства" последовало беспрецедентное переизбрание (1988) Миттерана на второй срок на центристской платформе, весьма далекой от радикальной "Общей программы", еще действовавшей в 1981 г. Премьер-министр Мишель Рокар был общепризнанным "социал-демократом", а в его правительство, по преимуществу социалистическое, входили также и представители правого центра. Традиционная линия раздела между правыми и левыми во французской избирательной системе практически исчезла, а новой четкой границы не появилось. Внезапный закат коммунистов, традиционно оппозиционной партии, и быстрый рост таких движений, как Национальный фронт и партия "зеленых", обострили чувство потери ориентиров не только у сторонников коммунистов, но и у избирателей самых различных политических взглядов. Четырнадцатилетнее пребывание Миттерана в должности президента (1981–95) породило усталость и разочарование, усугублявшиеся целым рядом финансовых скандалов, в которых оказались замешаны министры и политические деятели всех главных партий. В системе, всегда предоставляющей бюрократии привилегированное положение, были вскрыты серьезные факты административной некомпетентности. И все же "недуги" Пятой республики не идут ни в какое сравнение с периодическими кризисами Третьей и Четвертой.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.