- КОНВЕНЦИЯ
- КОНВЕНЦИЯ
-
(nature, convention) В целом под "природой" понимают врожденные качества, а под "конвенцией" – то, что предлагается обычаями или практикой. Противоречащие друг другу представления об этих понятиях были важной чертой древнегреческой политической мысли. Пока к этим понятиям не обратились софисты, политические мыслители были склонны считать, что идеи морали естественны в том смысле, что морально развитый индивид приобретает их естественным путем. Софисты же полагали, что идеи морали изобретены человеком для собственного удобства. Об этом ясно заявили Глаукон и Адеимант во Второй книге "Республики" Платона (Plato). Люди, которые были наказаны, и наказаны несправедливо, "начали сами устанавливать свои законы и правила и определять то, что закон делает законным и справедливым... Справедливость... это середина между тем, что лучше (совершить несправедливость и остаться ненаказанным) или что хуже (пострадать справедливо и не иметь возможности отомстить)". Платоновский Сократ посвящает другую половину "Республики" опровержению этих аргументов и доказательству того, что идея справедливости на самом деле естественна. Греческое слово, которое мы переводим как "натура" (природа), на самом деле рhysis и происходит от глагола рhyein. Английское слово "nature" происходит от латинского natus – "рожденный". Таким образом, если говорится, что что-то приходит к нам естественно, то имеется в виду врожденное качество. Но греческое слово рhyein имеет еще одно значение – "растить". Аристотель (Aristotle) согласен с Платоном в том, что моральные качества естественны, а не воспитаны. Но он имел в виду скорее биологический аспект, чем метафизический, заявляя: "Человек по своей природе существо политическое". Смысл этого высказывания заключается в том, что человек достигает полной зрелости, только являясь гражданином греческого полиса (города-государства). Различие, проводившееся греками между естественным (природным) и условным (конвенционным), продолжает сохраняться. Например, последователи органической аналогии (organic analogy) согласны с Платоном и Аристотелем, полагая, что политические институты или идеи являются "естественными". Те, кто отрицают органическую аналогию и считают институты и идеи творениями человека, придерживаются точки зрения софистов.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.