- ПЛАНИРОВАНИЕ
- ПЛАНИРОВАНИЕ
-
(planning) Применительно к политике так называется любая попытка центрального руководства достичь определенной цели (например, экономического процветания или особой модели землепользования). Самый важный вопрос: можно ли провести различие между планированием и другими формами формирования политики? Глубокая убежденность в существовании четкого различия (между ними) большей частью ассоциируется с убеждением и в том, что планирование как средство формирования политики превосходит все другие способы. Середина двадцатого столетия была отмечена широко распространенным увлечением различными видами планирования, включая экономическое и городское. Успехи советских пятилеток и эффективность всестороннего планирования производства и распределения ресурсов, проводившегося в Англии в годы войны, казалось, обеспечили будущее для составителей планов. Премьер-министр Великобритании, лидер Консервативной партии Гарольд Макмиллан заметил: "Планирование стало довольно волнующим словом; лично мне оно всегда импонировало". Однако в начале 1970-х гг. очень многие пришли к заключению, что наиболее известные виды планирования, а именно экономическое и городское, не решили стоявших перед ними задач. Это заключение обрело новое теоретическое обоснование, когда возродились аргументы в пользу политики "laissez-faire" и получили развитие теории социального выбора (social choice), из которых следует, что практики-составители планов не могут обладать той объективностью или дальновидностью, которые необходимы для эффективного планирования. Особенно горячие дебаты и попытку дать новое определение планированию вызвал очерк, опубликованный в журнале "Полис сайенсис" ("Policy Sciences") в 1973 г. Аарона Вильдавского "Полиси сайенсис". Новый подход к определению понятия "планирование" и обоснование планирования, естественно, близки друг другу, поскольку предварительная отработка условий предстоящего действия заставляет думать о планировании как о высшей форме принятия решений, т.к. оно носит рациональный характер; исчерпывающе рассматривает учитываемые факторы; согласует множество разных действий; принимает в расчет перспективу на длительный период времени. (С другой стороны, все эти свойства наводят на мысль, что планирование явно несовместимо ни с личной свободой, ни с демократией.) Составление плана это примерно то же самое, что делает архитектор, выполняя сначала чертеж здания, а затем воплощая этот чертеж в жизнь. При благоприятных условиях архитектор будет иметь возможность располагать и распоряжаться нужными рабочими, материалами и всем необходимым для строительства. При планировании экономики или города никогда не добиться приближения к такому уровню контроля, но там должен по меньшей мере предусматриваться какой-то механизм контроля, чтобы действовать по плану, а не наобум. Так, занимавшиеся экономическим планированием кейнсианцы стремились создавать механизм контроля над денежными ресурсами, как это делали монетаристы, но с более ограниченным диапазоном задач. Первое поколение специалистов по городскому планированию верило в детерминизм окружающей среды, в решающее влияние дизайна на социальное поведение и считало, что, используя этот механизм, они смогут планировать общество. Условия военного времени, особенно в Англии, поддерживали всеобщую веру в планирование, т.к. оно позволяло достичь максимально возможного уровня контроля над обществом со стороны правительства, включая эффективные системы нормирования (продовольствия) и распределения рабочей силы. При отсутствии эффективных механизмов контроля возможна некая деятельность, которая будет называться "планированием", но играть она будет совершенно другую политическую роль. Составители плана могут превратиться в арбитров, как это случилось, когда проектировщики национального парка в Англии решили, что их задача – примирить противоположные требования фермеров, туристов, местных жителей и борцов за охрану природы. Планирование может стать ареной конкурентной борьбы за влияние на политику или одним из элементов в борьбе за влияние в более широких масштабах. Если те, кто составляет планы, не могут играть роль, которую сэр Патрик Эберкромби назвал "ролью сюзерена" в политике, они, строго говоря, вообще никаким планированием не занимаются, хотя мы, как правило, продолжаем называть их составителями и реализаторами планов и обвинять их в том, за что они не могут нести ответственности. Отличается ли планирование от других видов политической деятельности, сказать трудно. Даже те, кто уверен в существовании четкого различия, должны были бы признать, что лишь очень немногое из того, что происходит в мире, действительно является результатом планирования.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.