- ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
- ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
-
(survey research) Изучение на научной основе политического поведения масс началось в 1930-х гг. с открытия, что правильно спланированное исследование поведения небольшого числа людей может дать более точный прогноз, чем неправильно спланированное исследование большого числа людей. В 1936 г. журнал "Литерари дайджест" ("Literary Digest") опубликовал прогноз, предсказавший поражение Франклина Д. Рузвельта на президентских выборах того года. Прогноз основывался на результатах телефонного опроса примерно 2 млн. человек (см.: Гэллап). Одновременно опрос общественного мнения был проведен Институтом Гэллапа. Было выборочно опрошено всего около 2 тыс. человек, в результате была предсказана внушительная победа Рузвельта, что и произошло на самом деле. Прогноз "Литерари дайджест" оказался неверным, т.к. в 1936 г. телефонные аппараты были главным образом у богатых людей, большей частью выступавших против Рузвельта: т.е. опрос имел неправильную "систему выборки". В теории статистики выборка – это репрезентативная часть населения при условии (и только при условии), что каждый член этого "населения" имеет одинаковую вероятность быть отобранным в качестве объекта исследования. Надежный способ получить представительную выборку – взять список населения, соответствующий теме опроса (например, список избирателей для выборки по голосованию) и выбрать каждого (P/n)-ного представителя, где Р – это численность населения, а n – желаемая величина выборки (группы обследуемых). На практике чаще используется не очень точный, но эффективный метод "квоты", при котором опрашивающий должен опросить определенный процент каждой социальной и демографической группы населения или провести выборочный опрос в определенном географическом районе. Если выборка группы опрашиваемых (респондентов) составлена правильно, то законы статистики позволяют предсказать, насколько близко полученное с ее помощью распределение исследуемого параметра (например, прогноз голосования) к неизвестному распределению этого же параметра среди населения, из которого произведена выборка. Форма такого прогноза всегда предполагает высокую вероятность (обычно 95–99%) того, что отклонение в ту или другую сторону от действительного распределения выборки очень незначительно (не более чем на 1–3%). Авторы заголовков недостаточно хорошо понимают эту форму, поэтому они часто преувеличивают значение небольших колебаний в намерениях электората, выявленных удачными опросами. Есть одно средство – "опрос опросов" (включая все авторитетные опросы общественного мнения, проведенные примерно в одно и то же время) и сведение воедино их результатов для получения наиболее правильного из возможных прогнозов о намерениях электората. Наибольший интерес для политической науки представляют не выяснения намерений электората (по типу: "Если бы всеобщие выборы состоялись завтра, как бы вы голосовали?", но при этом каждый респондент знает, что завтра выборов не будет), а скорее, те исследования, которые выявляют отношение и поведение на более глубоких уровнях. Общенациональные предвыборные исследования, постоянно проводимые в США с 1952 г. и в Великобритании с 1963 г., дают исчерпывающие представления о том, почему люди голосуют так, а не иначе. Предшествующие этим опросы предназначались для подтверждения мнения Мичиганской школы (Michigan school), изображавшей электорат плохо информированным и реагирующим скорее на традиционную "партийную идентификацию", чем на предвыборные программы. В одном из более поздних исследований высказывается мысль о том, что избиратели больше соответствуют созданному школой рационального выбора (rational choice) образу человека, отдающего предпочтение партии, наиболее полно отвечающей его потребностям. Современные ученые признают, что обе школы внесли ценный вклад в понимание того, что заставляет избирателей голосовать. Исследования на основании опросов общественного мнения – залог удачной эмпирической работы по изучению групп с большой численностью населения в области политической науки и социологии, т.к. нет другого пути получить о них достоверные и надежные сведения (что не удерживает многих самоуверенных людей от ненадежных обобщений).
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.