ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ


ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
(survey research) Изучение на научной основе политического поведения масс началось в 1930-х гг. с открытия, что правильно спланированное исследование поведения небольшого числа людей может дать более точный прогноз, чем неправильно спланированное исследование большого числа людей. В 1936 г. журнал "Литерари дайджест" ("Literary Digest") опубликовал прогноз, предсказавший поражение Франклина Д. Рузвельта на президентских выборах того года. Прогноз основывался на результатах телефонного опроса примерно 2 млн. человек (см.: Гэллап). Одновременно опрос общественного мнения был проведен Институтом Гэллапа. Было выборочно опрошено всего около 2 тыс. человек, в результате была предсказана внушительная победа Рузвельта, что и произошло на самом деле. Прогноз "Литерари дайджест" оказался неверным, т.к. в 1936 г. телефонные аппараты были главным образом у богатых людей, большей частью выступавших против Рузвельта: т.е. опрос имел неправильную "систему выборки". В теории статистики выборка – это репрезентативная часть населения при условии (и только при условии), что каждый член этого "населения" имеет одинаковую вероятность быть отобранным в качестве объекта исследования. Надежный способ получить представительную выборку – взять список населения, соответствующий теме опроса (например, список избирателей для выборки по голосованию) и выбрать каждого (P/n)-ного представителя, где Р – это численность населения, а n – желаемая величина выборки (группы обследуемых). На практике чаще используется не очень точный, но эффективный метод "квоты", при котором опрашивающий должен опросить определенный процент каждой социальной и демографической группы населения или провести выборочный опрос в определенном географическом районе. Если выборка группы опрашиваемых (респондентов) составлена правильно, то законы статистики позволяют предсказать, насколько близко полученное с ее помощью распределение исследуемого параметра (например, прогноз голосования) к неизвестному распределению этого же параметра среди населения, из которого произведена выборка. Форма такого прогноза всегда предполагает высокую вероятность (обычно 95–99%) того, что отклонение в ту или другую сторону от действительного распределения выборки очень незначительно (не более чем на 1–3%). Авторы заголовков недостаточно хорошо понимают эту форму, поэтому они часто преувеличивают значение небольших колебаний в намерениях электората, выявленных удачными опросами. Есть одно средство – "опрос опросов" (включая все авторитетные опросы общественного мнения, проведенные примерно в одно и то же время) и сведение воедино их результатов для получения наиболее правильного из возможных прогнозов о намерениях электората. Наибольший интерес для политической науки представляют не выяснения намерений электората (по типу: "Если бы всеобщие выборы состоялись завтра, как бы вы голосовали?", но при этом каждый респондент знает, что завтра выборов не будет), а скорее, те исследования, которые выявляют отношение и поведение на более глубоких уровнях. Общенациональные предвыборные исследования, постоянно проводимые в США с 1952 г. и в Великобритании с 1963 г., дают исчерпывающие представления о том, почему люди голосуют так, а не иначе. Предшествующие этим опросы предназначались для подтверждения мнения Мичиганской школы (Michigan school), изображавшей электорат плохо информированным и реагирующим скорее на традиционную "партийную идентификацию", чем на предвыборные программы. В одном из более поздних исследований высказывается мысль о том, что избиратели больше соответствуют созданному школой рационального выбора (rational choice) образу человека, отдающего предпочтение партии, наиболее полно отвечающей его потребностям. Современные ученые признают, что обе школы внесли ценный вклад в понимание того, что заставляет избирателей голосовать. Исследования на основании опросов общественного мнения – залог удачной эмпирической работы по изучению групп с большой численностью населения в области политической науки и социологии, т.к. нет другого пути получить о них достоверные и надежные сведения (что не удерживает многих самоуверенных людей от ненадежных обобщений).

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". . 2001.


Политология. Словарь. — РГУ. . 2010.

Смотреть что такое "ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ" в других словарях:

  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — (opinion poll) Опрос с использованием техники маркетинговых исследований, когда внимание уделяется мнению по проблемам политики. Опросы общественного мнения обычно заказываются средствами массовой информации (в первую очередь телевидением и… …   Словарь бизнес-терминов

  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — англ. poll/ survey, public opinion; нем. Meinungsumfrage. Опрос, как правило, выборочный, направленный на получение информации об отношении различных категорий населения к проблемам, событиям и фактам в конкретной соц. полит. ситуации. см. МНЕНИЕ …   Энциклопедия социологии

  • опрос общественного мнения — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN public opinion polling The canvassing of a representative sample of a large group of people on some question in order to determine the general opinion of a group. (Source: CED) …   Справочник технического переводчика

  • Опрос общественного мнения — социологический метод изучения общественного мнения, в том числе избирателей. Смысл этого метода состоит в сборе первичной социологической информации об определенных фактах и их оценках со слов интервьюируемого. В соответствии с избирательным… …   Российское избирательное право: словарь-справочник

  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — анкета, задача которой узнать мнение людей по какому либо вопросу. Такого рода психологические опросы общественного мнения используют статистические методы, а их задача дать четкую картину мнения по определенному вопросу. Они позволяют узнать… …   Философский словарь

  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях применяют выборочное наблюдение для изучения общественного мнения, потребительского спроса населения и др. Основные… …   Большой экономический словарь

  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — англ. poll/survey, public opinion; нем. Meinungsumfrage. Опрос, как правило, выборочный, направленный на получение информации об отношении различных категорий населения к проблемам, событиям и фактам в конкретной соц. полит. ситуации. См. МНЕНИЕ… …   Толковый словарь по социологии

  • Опрос общественного мнения — (opinion poll), метод сбора первичной информации по насущным проблемам со слов опрашиваемых. Отбор нас. для опроса может быть как произвольным, так и нацеленным на опред. социальные, образовательные и проф. категории людей. Статистические… …   Народы и культуры

  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — анкета, задача которой – узнать мнение людей по какому либо вопросу, что позволяет предвидеть итоги политического голосования (анкета Галлапа), определить способности и свойства характера персонала предприятия и т.д …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — (оpinion polls) Исследования, призванные выявить отношение или определить предполагаемое или реализованное поведение действующих лиц на политической сцене. Это могут быть политические деятели, законодатели, бюрократы или, что бывает чаще,… …   Политология. Словарь.

Книги

Другие книги по запросу «ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.