- ЛОББИСТЫ
- ЛОББИСТЫ
-
(lobbyists) Термин "лоббист" происходит от слова "лобби", одно из значений которого в английском языке – кулуары, где депутаты могут общаться с посторонними. Лоббист – это человек, профессиональными услугами которого пользуются для воздействия на членов законодательного органа (лоббирования) в своих интересах, или человек, рекомендующий клиентам, как им следует это делать самим. Лоббированием называются попытки воздействовать на формирование либо осуществление государственной политики. Субъекты лоббирования могут быть самые разнообразные: от групп интересов (interest groups), отделов по взаимодействию с правительством в крупных компаний до иностранных посольств. Лоббистов, действующих в качестве профессиональных посредников (работающие в области политики консалтинговые компании или адвокаты, специализирующиеся на рекомендациях по политическим вопросам), иногда называют лоббистами на договорной основе в отличие от собственных, "домашних" лоббистов, являющихся сотрудниками фирм либо групп интересов. В Соединенных Штатах много лоббистов как на уровне федерального правительства, так и на уровне штатов, однако местом наибольшей концентрации их деятельности является Конгресс. В настоящее время лоббирование старого типа, представляющее собой механизмы воздействия на законодателей, вытеснено более современной формой лоббирования, при которой фирмы – организаторы политических кампаний – готовят пакеты вопросов, мобилизуют избирателей и обеспечивают финансирование кампаний. В США значительно увеличилось количество (и расходы) Комитетов политических действий (КПД) (Political action committees) (PACs), создаваемых корпорациями, профсоюзами и другими организациями в качестве каналов финансирования кандидатов, отстаивающих определенные политические позиции. В 1988 г. насчитывалось около 5 тыс. таких комитетов, а их расходы составляли 364 млн. долл. Существующее в Англии, правда в гораздо более скромных размерах, чем в США, профессиональное лоббирование в 1980-е гг. также развивалось. По оценкам Ассоциации консультантов по общественным связям, ежегодные темпы его роста в тот период составляли 20–25%. В этой связи встал вопрос о нормах лоббирования, возможностях влияния и о создании формы регистрации и кодекса поведения для лоббистов. Это нашло отражение на уровне Европейского Союза, где произошел быстрый рост профессиональной лоббистской деятельности, что заставило Европарламент поднять вопрос о необходимости создания кодекса поведения лоббистов. По Закону о лоббировании 1946 г., в Соединенных Штатах лоббисты обязаны предоставлять сведения о себе, своих клиентах и лицах – объектах лоббирования, а также подробный перечень полученных взносов и произведенных расходов. Действие этого закона было значительно сужено в 1954 г. решением Верховного суда по делу "США против Харриса", ограничившим область его применения прямыми контактами с членами Конгресса отдельных лиц либо организаций, чьей основной целью является лоббирование. Считается, что этот закон не может служить основанием для иска и практически малоэффективен, несмотря на успешные судебные процессы против лоббистов по обвинению во взяточничестве и коррупции. Вносились разные предложения по реформе законодательства США о лоббировании, но они плохо сочетались с требованиями конфиденциальности и свободы самовыражения. Регистрация лоббистов также может использоваться ими в качестве рыночного инструмента, подчеркивающего официальное признание их деятельности. В Канаде регистрация была введена в 1989 г. с целью фиксировать любое задание по лоббированию. Лоббисты делятся на две группы: профессиональные лоббисты и служащие, занимающиеся лоббированием в интересах работодателя. Профессиональные лоббисты Канады считают, что регистрация сделала их работу более "наглядной, прозрачной", благодаря чему она стала вызывать меньше подозрений. Развитие профессионального лоббизма можно рассматривать как часть общей тенденции превращения политики в профессию. При этом карьера политика считается делом всей жизни, а после работы в органах законодательной власти он вполне может заняться профессиональной лоббистской деятельностью.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.