- КОНСТИТУЦИЯ, ОСНОВНОЙ ЗАКОН
- КОНСТИТУЦИЯ, ОСНОВНОЙ ЗАКОН
-
(constitution) Свод основных правовых норм, регулирующих политику государства или подчиненных государству органов. Впервые термин использован в таком смысле после "Славной революции" 1688 г. в Англии, когда низложенного короля Якова II обвинили в нарушении "основной конституции королевства". Хотя термин в таком значении и был впервые использован в Англии, определить, что в действительности представляет собой английская Конституция, гораздо труднее, чем в любой другой стране. Конституция, как правило, бывает писаной, краткой, носит общий характер и является "забронированной", т.е. для ее изменения предусмотрено квалифицированное большинство или особая процедура. Это относится к Конституции США – старейшей и наиболее успешно действующей (за исключением периода 1861–65 гг.) конституции в мире. Она была составлена как Конституционная конвенция в 1787 г. и ратифицирована всеми существовавшими в то время штатами, за исключением Род-Айленда. Конституция США вместе со всеми последующими поправками насчитывает всего около 8 тыс. слов. В ней нет правил относительно того, что должно быть, за исключением процессуальных норм, регулирующих избрание президента и Конгресса, а также назначение членов Верховного суда и других высших должностных лиц. Но она содержит положения, определяющие, то что не имеют права делать Конгресс, органы исполнительной власти и (после Гражданской войны) штаты. Кроме того, Конституция содержит правила принятия поправок к ней: предложение должно исходить либо от двух третей членов каждой палаты, либо от съезда, созываемого по просьбе двух третей законодательных собраний штатов; чтобы предложение было принято, оно должно быть ратифицировано тремя четвертями штатов. Большинство других писаных конституций длиннее Конституции США и часто содержат частные положения (хрестоматийным примером такого рода служит пункт – "Государственным гимном является "Марсельеза" – Конституции Французской Пятой республики, раздел 1, статья 2). Но все они "забронированы", и изменить их труднее, чем обычный закон. Многие конституции помимо процессуальных прав, гарантируемых Конституцией США, обеспечивают также материальные права, например, "Каждый человек обязан работать и имеет право на рабочее место" (Франция), "Граждане СССР имеют право на отдых и досуг" (Конституция СССР 1977 г.). В вопросе о том, как гражданину, лишенному этих прав, искать восстановления справедливости, они обычно не так предусмотрительны. Что касается английской Конституции, то как – при имеющейся традиции парламентского суверенитета (parliamentary sovereignty) – можно говорить о ее существовании? Поскольку основная идея парламентского суверенитета состоит в том, что парламент может делать все что угодно, только не должен связывать своего преемника, то отсюда следует, что любая конституционная гарантия, занесенная в британский парламентский акт, легко может быть исправлена следующим составом парламента. Например, Парламентский акт 1911 г. установил максимальный срок парламентских полномочий, равный 5 годам. Однако если парламент, срок полномочий которого истекает, решит, что для него предпочтительнее не проводить всеобщие выборы, он не встретит никаких законных препятствий, способных помешать ему отменить Акт 1911 г. Заявления о том, что хотя английская Конституция является неписаной, но при этом существует неписаное понимание пределов "свободы действия" парламента, легко могут ввести в заблуждение относительно характера "забронирования" в Англии. "Неписаное понимание" на практике не всегда понимается, и это происходит до тех пор, пока оно не будет записано (да и тогда необязательно). Те, кто доказывают, что Англии следует иметь писаную конституцию, утверждают, что по части положений, предполагающих "неписаное понимание", такого понимания уже нет; в частности, они указывают на упадок коллективной ответственности (collective responsibility) и заявляют, что английские исполнительные власти высокомерно и безответственно относятся к законодательной власти. Противники писаной конституции уверены, что решения по вопросам конституции не следует передавать от выбираемых политиков невыбираемым юристам.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.