- ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ
- ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ
-
(Durkheim, Emile) (1857–1917) Французский социолог. С 1906 по 1917 г., во время заведования кафедрой образования в Сорбоне (переименованной в кафедру социологии в 1913 г.), был ведущей фигурой во французской системе образования. В работе "Права социологического метода" (1895) обосновал идею социологии как науки, которая имеет свои методы и рассматривает общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов и определяющую рамки их поведения. Наиболее известное методологическое положение Дюркгейма заключается в том, что факты общественной жизни должны рассматриваться как вещи. Это положение он применял, исследую проблемы социальной интеграции, которой посвящены его основные труды. В работе "Разделение общественного труда" (1893) Дюркгейм предложил теорию, объявляющую эволюцию обществ от примитивных, сплоченных механической солидарностью (основанной на схожести различных индивидов, до современных, сплоченных органической солидарностью (основанной на дополнительных различиях между индивидами). В отличие от экономистов, которых он обвинял в тавтологии, Дюркгейм обосновал эту эволюцию, сопровождаемую все увеличивающимся разделением труда, социальным фактором роста плотности населения, который приводит к сокращению степени механической солидарности, а тем самым и к осознанию перемен. Следуя методике, заимствованной у философов, экономисты постулировали преднамеренное обращение к разделению труда в качестве причины, хотя оно являлось одновременно и следствием. В сочинении "Самоубийство" (1897), постепенно освобождаясь от влияния Конта (Conte) Дюркгейм пытался дать социологические объяснения тому, что, по-видимому. Можно считать самым изолированным действием, какое только можно себе представить. Дюркгейм различает три (возможно, даже четыре) основных типа самоубийства. Один из них, обусловленный аномией, м.е. разрушением связи индивида с обществом, наиболее важен для проводимого им анализа. Автор отбросил то, что считал упрощенным позитивистским объявлением, в частности идею о самоубийстве как следствие сезонного изменения погоды. Социальные явления можно объяснить только другими социальными явлениями, а не внешними условиями. Причину аномии он видел в стремительной индустриализации, разрушающей сложившейся уклад жизни. В своей последней важной работе "Элементарные формы религиозной жизни" (1912) Дюркгейм вновь обращается к частной проблеме, чтобы выявить ее. На примере примитивной религии австралийских аборигенов он показал, что общая форма религии, повторенная у разных народов, представляет собой систему коллективных поверий, отделяющих божественное отмирского. В какие бы частные формы ни выливались различные религии, божественным всегда было общество вообще, внешняя сила, которая руководила большинством поступков индивидов. Дюркгейм пытался превратить мораль в науку и не переставал верить в то, что социологию следует использовать скорее для совершенствования общества, чем для его объяснения. Самым прямым путем достижения этой цели является образование. (Этого же взгляда придерживались и основатели Третьей республики). В политическом смысле Люркгейм был либералом, но не такого индивидуалистского толка, как Бентам (Bantham). В 1893 г., изучая социализм, Дюркгейм пришел к выводу, что хотя он и представляет собой абсолютно нормальную реакцию на то зло, которое несет индустриальное общество, но предлагаемые им решения не улучшат жизни людей. Дюркгейм был одним из главных сторонников доктрины солидаризма, который, как утверждал один из его последователей в 1907 г. стал "чем-то вроде официальной философии Третьей республики". Эта философия легла в основу идеологии Радикальной партии, созданной в 1905 г. и ставшей наиболее важной политической организацией Франции.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.