- ГРАМШИ АНТОНИО
- ГРАМШИ АНТОНИО
-
(Gramsci, Antonio) (1891–1937) Итальянский марксист и журналист. Активно участвовал в деятельности Итальянской социалистической партии с 1913 г. Один из основателей (1919) и редактор влиятельной газеты "L`ordino nuovo" ("Новый порядок"); активный участник движения "Туринский фабричный совет" (в котором видел "модель пролетарского государства") в течение "двух красных лет" (1919–20). В 1921 г. становится членом центрального комитета новой Итальянской коммунистической партии (ИКП), а в 1922 г. приезжает в Москву в качестве итальянского представителя в Исполкоме коммунистического Интернационала. Через два года возвратился в Италию. Был избран депутатом от округа Венето, генеральным секретарем ИКП. В 1926 г. арестован фашистами и приговорен к тюремному заключению (Муссолини по этому поводу якобы сказал: "Мы должны сделать так, чтобы этот ум на долгое время перестал работать"). Несмотря на хроническую болезнь, Грамши прожил до 1937 г. и умер в тюрьме. Его наиболее важная теоретическая работа – "Тюремные тетради" (1928–37). Грамши стремился понять, почему после 1917 г. революция не распространилась на другие страны, как удалось выжить капитализму (capitalism), и почему пролетариат (proletariat) не обрел классового сознания (class consciousness). Размышляя над этими проблемами, он задался вопросом: какую стратегию должны взять на вооружение революционные партии, работающие в либерально-демократических государствах. Это привело его к анализу взаимосвязи между экономической базой и политической надстройкой и к выдвижению концепции гегемонии (hegemony). Он считал, что гегемония класса в либеральных демократиях зиждется значительно больше на согласии, чем на принуждении. Государство (state) прибегает к мерам подавления как к последнему средству лишь в критических ситуациях, а в обычных условиях управляет страной и подтверждает свое право на управление через интеллектуальное и моральное лидерство, характерное для гражданского общества (civil society). Идеологическая надстройка – политика, образование, культура, религия – определяет контуры восприятия, понимания и знания. Результатом этого процесса социализации стало охотное согласие "управляемых" на собственное подавление. Классовое господство сохраняется под видимостью социальной гармонии – буржуазные отношения влияют на сознание людей, а возможность революционной деятельности, соответственно, сокращается. Как же должна в таких условиях поступить революционная партия в отношении капиталистической гегемонии? Грамши называет две дополняющие друг друга стратегии: маневренную войну и войну позиционную. Первая, которой он отводит второстепенную роль как неподходящей в период реакции, наступившей после Октябрьской революции, означает стремительный фронтальный удар по государству. Вторая, затяжная, позиционная война ведется многими способами, с опорой на разнообразные организационные формы. Политические цели такой войны также разнообразны (парламент, профсоюзы, культура, союзы с другими прогрессивными силами), но руководить военными действиями должна непременно коммунистическая партия. Ни о каком реформировании здесь речи не идет. Грамши никогда не сомневался в том, что вопрос о взятии государственной власти в итоге обязательно встанет перед революционными силами. Только одна революционная партия владеет полным пониманием мира и обязана нести в массы то, что он называл "критическим самосознанием", которое приведет к свержению существующего режима и обеспечит становление новой лидирующей социалистической культуры. Грамши не верил в спонтанность рабочего движения. Считал, что оно нуждается в руководстве со стороны коммунистической партии, способной объяснить то, что является безусловной необходимостью. Вместе с тем он требовал более широкого вовлечения масс в процесс определения партийной политики. В своей работе "Современный князь" Грамши проводит аналогию между "князем" Макиавелли (Machiavelli) – мифической силой, способной стимулировать мобилизацию масс, и построением общества и партии, отражающих "коллективную волю" и действующих как катализатор революции. "Традиционная" интеллигенция тесно связана с господствующим классом и решает задачи социализации в его интересах, а "органическая" интеллигенция способна отколоться от господствующего класса, сделать свой опыт универсальным и присоединиться к классу будущего, пролетариату, и к его революционной партии. В основу рассуждений Грамши о гегемонии легла его убежденность в том, что "человек по сути своей существо политическое". Он критически относился к тому, что называл догматизмом, характерным для марксизма после смерти Маркса (Marx). Испытав влияние Бенедетто Кроче, который придавал большое значение субъективному и культурному осознанию исторических перемен, Грамши отрицательно относился к грубому позитивизму ревизионистских теорий марксистского толка. Он разграничивал органические силы общества долгосрочными объективными тенденциями и конъюнктурные – субъективными сиюминутными факторами. Когда обе категории сил соединяются, они порождают "исторический блок" – совокупность революционной ситуации и сознательного движения класса. Человек, класс, партия должны разобраться в исторической ситуации, после чего выбрать тот или иной способ действий. Это будет слиянием теории и практики, интеллектуальной безжалостности и приверженности революции (или, как в самом знаменитом афоризме Грамши, "пессимизма интеллекта с оптимизмом воли"). Вера Грамши в то, что люди могут быть сознательно действующими лицами истории, преднамеренно выбравшими себе эту роль, оказала колоссальное влияние на новых левых (new left), Че Гевару (Guevara) и "кастроизм" (Castroism), а его теории гегемонии и революционной стратегии – на еврокоммунизм (Eurocommunism) и, особенно, на развитие ИКП.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.