- ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
- ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
-
(civil service) Термин относится к служащим, получающим вознаграждение за осуществление политики национального правительства. Происходит от названия британских гражданских (в отличие от военных) чиновников, работавших в Индии в XIX в. Гражданская служба Великобритании – чиновничий корпус, содержащийся на общественные средства и работающий в государственных министерствах и относящихся к ним учреждениях, возглавляемых министрами и госсекретарями кабинета. Вышла из системы исполнительных служб, существовавших до XIX в., и из таких исторических структур, как казначейство (министерство финансов), министерство внутренних дел, министерство иностранных дел и Торговая палата. Начавшееся в конце прошлого века расширение сферы деятельности правительства привело к образованию новых министерств и ведомств, большинство из которых (например, министерства образования, занятости, охраны окружающей среды) имеет четко определенные функции. Некоторые учреждения, скажем, управление по делам Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса, обслуживают конкретные территориальные образования. Сотрудники центральных государственных учреждений могут иметь несколько иной статус, нежели служащие, работающие по найму в квази-автономных неправительственных организациях (quangos). В начале 1990-х гг. мнения относительно точного количества гражданских служащих в Великобритании расходились,( условно их число оценивалось в 500–700 тыс.) История гражданской службы и современной бюрократии восходит к реформам Норткота-Тревельяна 2-й половины XIX в. Реформы предусматривали, во-первых, что прием на гражданскую службу и руководящего (высшего), и исполнительного (среднего) персонала осуществлялется только на конкурсной основе, а продвижение по службе зависит от конкретных заслуг. Во-вторых, гражданская служба должна быть пожизненной и, следовательно, должна быть уделом образованных людей. В-третьих, работа гражданских служащих подразделялась на интеллектуальную и рутинную. Это означало, что учреждения и департаменты развивались по типу иерархических структур: руководящие чиновники занимали должности главных советников по соответствующим направлениям, чиновников исполнительного звена назначали на должности руководители учреждения, а технические и канцелярские работники (клерки), наименее образованная часть сотрудников, осуществляли рутинную работу. В-четвертых, гражданская служба как постоянная структура управления занимала позицию политического нейтралитета и служила выборному правительству с любой партийной программой. Все это весьма близко идеальному типу бюрократии по Веберу (Weber). В 1919–39 гг. была проведена унификация гражданской службы, разработаны централизованная схема приема на работу, стандартизированная система оплаты труда, условия прохождения службы (сотрудникам разрешалось менять место службы и занимать более высокую должность при переходе в другое ведомство). Указанные мероприятия были осуществлены главным образом благодаря сэру Уоррену Фишеру, который, будучи одновременно постоянным секретарем министерства финансов и главой гражданской службы, смог объединить работу всех ее звеньев с помощью казначейского надзора и контроля. За исключением незначительной модернизации, проведенной во время 2-й мировой войны, британская гражданская служба оставалась неизменной до 1970-х гг. С 1979 г., при консерваторах, она существенно преобразилась. Было приостановлено разрастание штатов правительственных органов. Приватизация и переход на рыночные отношения в ряде сфер управления привели к сокращению численности работников в некоторых правительственных структурах. Количественные изменения повлекли за собой изменения качественные. Во-первых, был облегчен доступ к гражданской службе, для тех, кто добился успеха в частном секторе. Во-вторых, стремление диверсифицировать прием на гражданскую службу изменить отношение к ней как к пожизненной карьере. Стало возможным свободно менять гражданскую службу на работу в частном секторе, и наоборот, а также поступать на службу, уже имея за плечами определенный "жизненный опыт". В-третьих, гражданских служащих начали ценить больше за организаторские и руководящие способности, чем за чисто интеллектуальные качества. Отчасти изменилась и система организации гражданской службы в рамках министерств и ведомств. За государственными министерствами и ведомствами сохранились только главные директивные функции по ключевым вопросам отраслевой политики. Проведение в жизнь политики министерств передали связанным с ними организациям, имеющим собственный бюджет, перечень решаемых вопросов и главного бухгалтера. В-четвертых, политический нейтралитет гражданской службы стал вызывать все больше подозрений. Правительства Тэтчер обвиняли в продвижении по службе государственных служащих по принципу "Это наш человек". Споры о правах и обязанностях служащих, несогласных со своим министром или предполагающих, что он неверно информирует парламент, привели к принятию в 1985 г. новых положений, регулирующих взаимоотношения государственных служащих и министров. Все эти нововведения сказались на единстве гражданской службы, что обрадовало одних и испугало других. То, что теперь прислушиваются к мнениям сотрудников государственных учреждений, невзирая на занимаемую ими должность, предвещает дальнейшее развитие эффективной, ориентированной на конечный результат системы управления, при которой дробление функций будет сопровождаться стремлением ограничить автономию бюрократии на основе анализа реальных итогов ее деятельности. Изменения, произошедшие в системе "классической" британской службы, были вызваны относительным падением уровня управления в Великобритании. Они соответствуют рекомендациям, содержащимся в докладе Фултона (1968) и отвечающим требованиям модернизации, для чего следовало перенять успешную практику других стран. Пока единственным конкретным результатом такого подхода явилось создание колледжа гражданской службы в Саннингдейле. Кроме того, эти изменения отвечают современным идеологическим подходам, основанным на приоритете рыночных или квазирыночных форм хозяйствования, которые ассоциируются с новым правыми. Отказ от иерархии организованных ведомств в пользу функционально раздельных позволяет перейти от фордовских (Fordist) методов массового производства к "постфордовским" мобильным частным предприятиям, подчиняющимся принципу "Малое значит прекрасное". Наконец, фрагментация и политизация полностью подтверждают подозрения любого вновь избранного руководства о том, что гражданская служба имеет свои собственные планы, которые подорвали авторитет предыдущего руководства, в связи с чем не следует давать ей возможность вновь поднять голову. Австралия, Канада и Франция являют собой пример стран с более или менее унифицированной и иерархически структурированной гражданской службой. США следуют другому образцу: там каждая новая администрация обычно меняет всех руководителей министерств и ведомств (См.: "Дележ добычи"). Поэтому модель Вебера применяется только к гражданским служащим низшего ранга.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.