- ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ
- ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ
-
(Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770–1831) Немецкий философ, родился в Штутгарте, умер от холеры в Берлине. Окончил Штутгартскую гимназию, в Тюбингемском теологическом институте вместе с Гёльдерлином и Шеллингом изучал философию и теологию. Получив в 1801 г. место гувернера, фактически обеспечил себе работу в Йенском университете, где в течение четырех лет читал лекции по логике и метафизике, пока не был назначен профессором. В 1816 г. стал профессором философии Гейдельбергского университета, читал лекции по политической философии, истории философии, логике и метафизике, антропологии и психологии, а также по эстетике. Двумя годами позже стал профессором Берлинского университета, где и оставался до самой смерти. За свою жизнь Гегель опубликовал четыре значительных труда по философии: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812–16), "Энциклопедия философских наук" (1817, 1827, 1830) и "Философия права" (1821). Тексты его лекций по истории философии и философиям истории, эстетике и религии опубликованы посмертно. Гегель рассматривал "Феноменологию духа" как введение в свою целостную философскую систему, которую позже развил в "Энциклопедии". Свою задачу в "Феноменологии" он видел в том, чтобы дать научное представление о противоречивом развитии сознания от наиболее абстрактного состояния до уровня "абсолютного знания". Для Гегеля цель философии состояла в постижении "истинно сущего", но, чтобы сделать это, прежде необходимо уяснить, каким именно образом само сознание познает действительность. Гегель делает это, показывая, как сознание развивается посредством обучения, обретая диалектические свойства, т.е. сохраняя и преодолевая прежние способы мышления. По мере того как всякая форма сознания осознает, что не достигла "абсолютного знания", она побуждается к переходу на более высокий уровень познания. Вот почему, по Гегелю, "история мира есть не что иное, как прогресс сознания свободы". "Наука логики" свидетельствует о том, что Гегель, будучи все так же погружен в поиски истины, в то же время по-прежнему сосредоточен на проблеме отправной точки философского анализа. Впрочем, изначально Гегель стремился показать слабость традиционной логики, отделяющей форму от содержания. К примеру, формальная логика сочла бы "истинным" следующее положение: все люди бестолковы, Галилей был человек, следовательно, Галилей был бестолков. По форме все верно, каждое положение может быть выведено одно из другого, но в содержательном плане только на основе опыта можно решать, "истинны" ли основная посылка и вывод. В противоположность этому Гегель утверждает, что "действительная" логика возможна лишь в том случае, если мысль развивается независимо от формальных установлений традиционной логики. Соответственно, сам он намерен начать безо всяких таких предварительных установок. И делает это посредством абстрагирования мышления до непостигаемого состояния как "чистого бытия", где оно "небытие". Кроме того, это "небытие" самое по себе есть "нечто", т.е. оно есть ничто. Как "бытие", так и "небытие", таким образом, низводятся друг до друга. Кроме того, движение, происходящее между ними, есть движение "становления". "Бытие" становится "небытием" и "небытие" становится "бытием". От состояния неопределенности мы перешли к определенности "становления", не делая никаких допущений и ничего не предполагая. Остальное в "Логике" представляет попытку Гегеля далее развить категории от уровня чистой определенности. Благодаря именно этому анализа, мы и начинаем распознавать контуры диалектического метода Гегеля. Гегель пытается прояснить это как можно более ясно и понятно в "Малой логике", являющейся первой частью "Энциклопедии". В других частях "Энциклопедии" речь идет о философии природы и о философии разума. Гегель заявляет, что его логике присущи три момента: Понимание, Диалектика и Умозаключение. Мышление, которое остается на уровне Понимания, в связанном виде содержит ограничения и рассматривает их как отличающиеся одно от другого. Диалектика есть признание движения между этими "связанными" ограничениями через их противоположности, такими как, например, "бытие" и "небытие". Действительная же истина обретается на стадии Умозаключения. Это стадия "позитивного основания", каковым является знание того, что противоположности сами по себе должны восприниматься как составляющие единство противоречия. Цель умозрительной философии – в постижении истины, которая выявляется из противоречивого движения самой Диалектики. В "Философии права" это диалектическое движение находит выражение в развитии концепции воли, возрастающей по пути к свободе. Воля движется через момент "Абстрактного Права", где обнаруживает себя в материальной сущности, утверждаясь в качестве собственности. Затем воля преодолевает "Мораль", что позволяет ей осознать ценность моральных норм, прежде чем она попадает в сферу "Духовной Жизни". Именно здесь воля проходит такие ступени объективации, как семья, гражданское общество (civil society) и государство. Через эти опосредующие объективации конкретная воля и вступает в контакт с другими волями. Такое взаимодействие приводит к созданию институтов, стремящихся свести конкретную и всеобщую волю к противоречивому единству, поскольку только тогда люди способны быть истинно свободными. Задача философии, по Гегелю, состоит в том, чтобы распознать, что есть разумного в таком наращивании воли. Она в том, чтобы попытаться проникнуть в "формы, обличия и видимости", которые принимает рациональность в своей наружной сущности. Вот почему утверждение Гегеля: "Все разумное действительно, а все действительное разумно" – следует понимать как не-тождественность. "Разумное действительно" в том, что оно существует в обществе, но лишь в конкретной "форме". Задача умозрительной философии в том, чтобы постичь "содержание" данной "формы" и тем самым отыскать, что есть воистину разумно. Если наследие Гегеля имеет какой-то смысл, то он заключен в том, насколько важно донести это стремление до нашего времени, пытаясь всецело осознать человеческую свободу. также: sittlichkeit (мораль).
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.