Христианская демократия


Христианская демократия
ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
(Christian democracy) Послевоенное политическое движение, достигшее успехов в Западной Европе и, в меньшей степени, в Латинской Америке. Ее социологические и идеологические истоки восходят к XIX в. – периоду мобилизации католиков в ответ на возникновение либерального капитализма. Прямой вызов церкви, брошенный Французской революцией (French revolution), заставил католиков воспринять демократические политические формы и встать на защиту своих интересов, поощряя создание католических ассоциаций (в частности, католических союзов и школ). Главные традиционные институты христианства, такие как семья и гармоничный общественный порядок, подвергались двойной атаке: во-первых, со стороны разлагающихся последствий индустриализации и либерализма политики laissez-faire (политики невмешательства в экономику) и, во-вторых, со стороны все усиливающегося регулирования государством общественной жизни. Начиная с 1850-х гг. Ватикан поощрял создание т. н. "католических групп действия", которые проводили кампании по ограничению власти возрождающегося итальянского государства и крупных политических католических групп в немецкоязычных районах Европы. Энциклика "Rerum Novarum" ("О новых вещах") папы римского Льва XIII (1891) освободила католицизм от моральной оппозиции демократии и стимулировала дальнейшую политическую мобилизацию католиков. Успех на выборах пришел сначала к итальянской Народной партии (1919) с Луиджи Стурцо во главе, а Германская партия "Центр" стала оплотом коалиции в период Веймарской республики (Weimar Republic). К этому моменту отношение католицизма к государственной власти было неоднозначным: в то время как враждебность к социалистическим и коммунистическим формам собственности оставалась для него главной темой, первоначальная оппозиция к капитализму смягчилась (1914) и превратилась в рекомендации по улучшению социального климата путем создания сильной законодательной базы. Двойственное отношение к роли правительства отражено в трудах ведущего теоретика христианской демократии Жака Маритена, чье презрение к сильному государству совмещается c представлениями о возможности специфических норм государственного регулирования, учитывающего неудачные попытки промышленного капитализма послужить "общественному благу". Фашизм подавил и дискредитировал почти все эти политические группы, большинство из которых оказали слабое сопротивление правому экстремизму, а некоторые, например Австрийская христианско-социалистическая партия, даже выразили ему поддержку. Однако к концу войны в 1945 г. широко распространилась позиция умеренного консерватизма и скептицизма по отношению к властям. Всячески поощряемые победоносными союзниками, которые рассматривали их как бастион против коммунизма, христианско-демократические партии Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии и Нидерландов победили на выборах и сформировали однопартийные или коалиционные правительства. Послевоенная популярность этих партий объясняется в большей мере их безобидным центризмом, чем какой бы то ни было четкой идеологической платформой. Следовательно, и это звучит иронически, учитывая идеологическую родословную христианских демократов, оказанная им поддержка на выборах спровоцирована предположением среднего класса и представителей различных религиозных течений о существовании угрозы режиму либерального капитализма (особенно со стороны "левых"). В 1960–70 гг. влияние христианских демократов уменьшалоьсь по мере того, как отступала угроза коммунизма и смягчались позиции их социалистических оппонентов. Однако в Латинской Америке они добились кратковременного успеха на выборах, борясь за демократическую стабильность путем ограничения традиционной суперактивности правительств (в Чили и Венесуэле, а также в 1980-х гг. в Эквадоре, Гватемале и Сальвадоре). В течение 1980-х гг. вследствие общего сдвига вправо европейского электората, влияние христианских демократов вновь возросло (исключение составило сокрушительное поражение христианских демократов в Италии в 1993 г.).

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". . 2001.

Христианская демократия
разновидность современного консерватизма, чья социальная и идеологическая баз основана на призна­нии ценности христианского морального порядка.
Политические партии и группировки, называемые христи­анскими, христианско-социальными или христианско-демократически­ми, стали возникать в последней трети XIX века. Римская католи­ческая церковь активизировала процесс приспособления к новым по­литическим и социально-экономическим реалиям, связанным с этапом свободной конкуренции в развитии капитализма. До этого церковь противопоставляла себя либеральным доктринам и была на стороне конституционной и абсолютной монархии.
Папа Римский Лев XIII в своей энциклике "О новых вещах" (1891) сформулировал позицию церкви в отношении со­циально-политических проблем, рожденных Великой Французской рево­люцией. Церковь заняла компромиссную позицию, в которую укладыва­лось освящение частнособственнических отношений и критика крайне диких форм проявления капитализма.
"Естественное право" было перенесено на существующие системы частной собственности, в результате чего они объявлялись соот­ветствующими установленному Богом "естественному праву".
Лев XIII в 1901 году огласил энциклику "Гравес де комму­ни" ("Тяжкие всех"), которую принято считать "конституцией" хрис­тианской демократии и где вопрос об участии христианско-демокра­тических группировок в политической жизни ставится в осторожной форме. "Название христианская демократия, - говорится в этом до­кументе, - следует понимать таким образом, что ей чужда всякая политическая идея и она не означает ничего иного, как только бла­готворительную христианскую деятельность для народа".
Источником современной христианской демократии стала энцик­лика "Рерум поварум".
Первые христианско-демократические партии начали появляться в Бельгии, Нидерландах, Австрии, Франции, Германии, Италии. Так, в Италии в 1919 г. возникла итальянская народная партия, считавшаяся наряду с германской партией центра своеобразным образцом христи­анской демократии. В резолюции, принятой на первом конгрессе ИНП, провозглашалось:"... партия намерена бороться за введение таких правовых норм и стремится к таким действиям, которые привели бы к изменениям и постепенному переходу от современной капиталистичес­кой экономически либеральной системы наемного труда к системе экономически более гуманной и отвечающей духу христианства. В этой новой системе капитализму как производящему фактору должна быть предназначена роль материального посредника, получающего вознаграждение в четко очерченных границах, тогда как труду (как умственному, так и физическому), должно быть гарантировано макси­мальное вознаграждение за его участие в производстве".
На путь поисков третьего пути, среднего между капитализмом и социализмом, встала Итальянская народная партия. Позднее «третий путь» ста­л лозунгом многих христианско-демократических партий и междуна­родных христианско-демократических организаций.
После войны в Европе, покончившей с фашизмом, выступление христианских демократов с евангелической аргументацией примирения и любви к ближнему, позволили привлечь на свою сторону средние слои, крестьянство, рабочих.
В период "холодной войны" христианская демократия заняла жест­кие антикоммунистические позиции, что свидетельствует о все даль­нейшем крене в строну консервативных ценностей. Несмотря на широ­кий диапазон взглядов, включающий как явный консерватизм, так и приемлемый реформизм, эти партии заявили о себе как консерватив­ные, правоцентристские партии.
Консервативному повороту 70-80-х годов христианские демократы всецело способствовали. Наибольшую теоретическую активность проявили германские Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС). К этому времени усилилась тен­денция христианских демократов к объединению на общем западноевропейском и мировом уровнях. Создан и действует Европейский союз христианских демократов (1961), переименованный в 1982 году в Христианско-демократический интернационал; Европейская народная партия - федерация Христианско-демократических партий стран Евро­пейского сообщества (1979); Европейский демократический союз (1978) - межнациональное партийное объединение, своего рода кон­сервативное семейство, куда вошли ХДС, британские тори (консерва­торы) и скандинавские консерваторы, французские голлисты и Авс­трийская народная партия, греческая "новая демократия", испанский Союз демократического центра, португальский Социально-демократи­ческий центр и т.д.
"Консервативное семейство" подразделяется на две боль­шие группы партий: "чистые" консерваторы и христианские демокра­ты, между которыми все больше, глубже, сильнее и дальше стираются идеологические, политические и социальные границы.
Коновалов В.Н.

Политология. Словарь. — М: РГУ. . 2010.


Политология. Словарь. — РГУ. . 2010.

Смотреть что такое "Христианская демократия" в других словарях:

  • Христианская демократия — …   Википедия

  • Христианская демократия — (Christian Democracy), идеология ряда правоцентристских партий в послевоен. Европе, стремящихся применить христ. принципы к управлению индустриально развитым об вом. Возникнув как реакция на классич. либерализм и марксизм, Х.д. пытается… …   Народы и культуры

  • Христианская демократия по странам — Христианская демократия Идеи Персонализм · Популяризм Солидаризм · Субсидиарность …   Википедия

  • Христианская демократия в России —    Христ. демократическое движение в России не имеет глубоких корней. Впервые христ. демократы появились в России в период революции 1905–1907. Идеями X. д. была проникнута деятельность «Союза низшего клира православного исповедания» (1905),… …   Религии народов современной России

  • Белорусская христианская демократия — (БХД) Беларуская хрысціянская дэмакратыя (БХД) Лидер: 4 сопредседателя …   Википедия

  • Белорусская христианская демократия (БХД) — …   Википедия

  • Демократия (значения) — Демократия: Демократия  вид политического устройства государства, при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия) либо через своих представителей (представительная… …   Википедия

  • Христианская народная партия (Норвегия) — Христианская народная партия Kristelig Folkeparti Лидер: Кнут Арелд Харейде Дата основания: 1933 Штаб квартира: Осло Идеология …   Википедия

  • Демократия — У этого термина существуют и другие значения, см. Демократия (значения). Запрос «Народовластие» перенаправляется сюда; см. также другие значения …   Википедия

  • Демократия в России — Герб ЦИК России …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Христианская демократия» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.