СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632-1677)

СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632-1677)
- нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. руководителями общины был наложен "херем" (великое отлучение и проклятие). С. вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения: "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика, доказанная в геометрическом порядке" (1677) и "Трактат об усовершенствовании разума" (1677). В своей онтологии, следуя традиции пантеизма, С. провозглашает единство Бога и природы, что было им выражено в идее единой, вечной и бесконечной субстанции. Эта субстанция является причиной самой себя (causa sui), т.е. она, во-первых, существует сама в себе и, во-вторых, представляется сама через себя. Качественные характеристики субстанции, когда ум представляет себе нечто как ее необъемленное свойство, как сущность субстанции, называются атрибутами. Атрибут имеет с субстанцией одно общее и одно отличительное свойство. Общее свойство состоит в том, что атрибут существует сам в себе (по существу есть сама субстанция), а отличительное - то, что атрибут представляется через другое (через ум). Хотя число атрибутов бесконечно, человеческому уму открываются только два из них - протяженность и мышление. Если Декарт дуалистически противопоставлял протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, то С. монистически усматривает в них два атрибута одной субстанции. Бесконечно многообразные вещи чувственного и умопостигаемого мира суть модусы - различные состояния единой субстанции. Модус существует в другом и представляется через другое. Бесконечное множество модусов возникает из необходимости божественной природы. Бог является имманентной причиной модусов как атрибута протяжения, т.е. вещей чувственного мира, так и атрибуты мышления - вещей умопостигаемого мира. Так что любой модус заключает в себе сущность Бога. Познавая модусы, мы познаем субстанцию. Среди прочих С. выделяет бесконечные модусы. Бесконечный модус движения и покоя связывает другие модусы атрибута протяжения с субстанцией, мыслимой в этом атрибуте; бесконечный модус беспредельного разума (intellectus infmitus) связывает другие модусы атрибута мышления с субстанцией, мыслимой через этот атрибут. В гносеологии С. выделяет три рода познания. Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Этот вид знания дает смутные идеи и зачастую приводит к заблуждению. Второй род познания составляет понимание (intellectio), дающее уже отчетливое представление модусов. К пониманию относится деятельность рассудка (ratio) и разума (intellectus). Третий и высший род - это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигать вещи под углом зрения вечности, т.е. рассматривать модусы как формы единой субстанции. Разделяя позиции математического естествознания и рационалистского метода Декарта, С. выступает сторонником детерминизма и противником телеологии. Так, признание "конечных причин" наравне с необходимостью С. называет предрассудком. Ведь если существуют "конечные причины", то, как отмечает С., Бог имел бы стремление к тому, чего у него нет, тогда субстанция оказывается несовершенной. В антропологии С. отвергает идею свободы воли. Свободной следует считать такую вещь, которая из одной необходимости своей собственной природы определяется сама собой к действию. Но таковой, по определению, является лишь субстанция. Отождествляя свободу с познанием, С. соотносит с понятием субстанции идею "свободной необходимости", совмещающей в себе необходимость и свободу как два момента в субстанции, самораскрывающейся в познании. Этика С. строится на том, что человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом. С. заложил основы научной критики Библии и выдвинул идею интеллектуальной любви к Богу: "познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога". По утверждению Гегеля, учение С. является "существенным началом" всякого философствования. [См. также "Этика" (Спиноза).]


История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632-1677)" в других словарях:

  • Спиноза Бенедикт (Барух) — (1632–1677) нидерландский философ. Согласно С. человек целостное, природное существо, у к рого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами (Богом, идентичным природе). По его… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (БАРУХ) — (1632 1677) – нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца. После смерти отца  примкнул к религиозным оппозиционным кругам вольномыслия, за что  еврейская община подверглаего «великому отлучению. Спасаясь от преследований, он жил в… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Спиноза Бенедикт (Барух) — (Spinoza, d’Espinosa) (1632 1677), нидерландский философ. В 1656 за вольнодумство был подвергнут руководителями еврейской общины Амстердама «великому отлучению» (херем); жил в деревне, зарабатывал на жизнь шлифовкой линз; затем  в предместье… …   Энциклопедический словарь

  • Спиноза (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух) — (1632—1677), нидерландский философ. В 1656 за вольнодумство был подвергнут руководителями еврейской общины Амстердама «великому отлучению» (херем); жил в деревне, зарабатывал на жизнь шлифовкой линз; затем — в предместье Гааги. В основе …   Большой Энциклопедический словарь

  • СПИНОЗА Бенедикт (Барух) — (24.11.1632, Амстердам, 21.2.1677, Гаага), нидерл. философ. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца (1654). его дело, С. одновременно завязал науч. и дружеские связи вне евр. общины, в частности с… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СПИНОЗА Бенедикт — СПИНОЗА (Spinoza, d Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 77), нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, единая …   Энциклопедический словарь

  • Спиноза, Бенедикт — Бенедикт Спиноза. СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 77), нидерландский философ. Мир, по Спинозе, закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически (смотри Пантеизм)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СПИНОЗА Бенедикт — СПИНОЗА (Spinoza d Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 77), нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, единая,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Спиноза, Бенедикт — Бенедикт Спиноза ברוך שפינוזה, Benedictus de Spinoza Имя при рождении: Барух …   Википедия

  • Спиноза Бенедикт — Спиноза (Spinoza, d Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, ‒ 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, С …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»