РИККЕРТ Генрих (1863-1936)

РИККЕРТ Генрих (1863-1936)
- немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском (1888-1891), Оренбургском (1891-1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения: "Предмет познания" (1892), "Границы естественнонаучного образования понятий" (1896), "Науки о природе и науки о культуре"  (1899), "Философия истории" (1904), "Логика предикатов и проблема онтологии" (1930), "Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии" (1934) и др. Философские взгляды Р. претерпели серьезную эволюцию, в силу чего они часто выходят за пределы идей его духовного предшественника - Канта, оформляясь то в фихтеанство, то в неогегельянство, то в своего рода синтез его первоначальных построений и феноменологии. Р. продолжил и развил далее представления Виндельбанда о философии как науке о ценностях, которые образуют "совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла". Философия, по мнению Р., должна представлять собой систему, базирующуюся на анализе взаимных отношений между действительностью и ценностями, составляющих так называемую мировую проблему; выявить их возможное единство. Р. проводит существенное различие между философией и специальными науками; цель последних заключается в познании лишь части действительности, в то время как философия пытается постичь ее целое - то, где действительность сочетается с ценностью и что неумолимо ускользает из ведения частных наук. Отсюда главной задачей философии становится разработка чистой теории ценностей, что предполагает разграничение их различных видов, выявление специфики и взаимоотношения между собой. Все эти проблемы Р. относит, главным образом, к культуре и истории и считает, что они должны предшествовать решению упомянутой мировой проблемы. Однако философия не растворяется им только в истории и, более того, не исчерпывается исключительно понятием

чистой теории ценностей. Ее последней проблемой провозглашается все-таки проблема единства ценности и действительности, суть которой в отыскании так называемого третьего царства, объединяющего две эти области. В роли такого посредника Р. и провозглашает "царство смысла". Ценность всегда проявляет себя в мире как объективный смысл, который, согласно Р., связан с реальным психическим актом - суждением, с которым, однако, не совпадает, далеко выходя за границы непосредственного психического бытия (в отличие от оценки, в которой смысл проявляется, и которая представляет собой такой реальный психический акт). Смысл, по Р., указывает на ценность, и именно она придает этот имманентный смысл акту оценки; без царства ценностей не было бы никакого смысла. Большое место в философии Р. занимает гносеологическая часть, с которой но сути он и начинает возводить все здание своей философии. Цель гносеологии, согласно Р., - ответить на вопрос о возможности появления трансцендентных ценностей в этом имманентном мире, а также показать возможность перехода от имманентного к трансцендентному. В конечном счете, все эти сложные вопросы оказываются ни чем иным, как специфической формулировкой Р. одной из традиционных проблем гносеологии. Речь идет о том, откуда познание приобретает свою объективность, или, иначе, что представляет собой независимый от субъекта предмет познания.  Однако поиски трансцендентного объекта не дали Р. ответов на искомые вопросы, так и оставив загадочной тайну соединения имманентной действительности с трансцендентной ценностью. Не отказываясь от идеи единства этих двух "царств" (ибо ее отрицание приводит к утрате смысла самого познания), Р. в поздних своих работах вновь возвращается к проблемам гносеологии, которая постепенно трансформируется в своего рода онтологию, согласно которой целое действительности предстает в виде совокупности четырех взаимосвязанных сфер: чувственно воспринимаемого мира (физического и психического); интеллигибельного мира - ценностей и смысловых образований; мира необьективируемой субъективности, в свободных актах которой соединяются ценность и сущее. Три эти сферы бытия ("посюстороннего" в терминологии Р.) дополняются и объединяются четвертой, постигаемой с помощью религиозной веры, - миром "потустороннего" бытия, в котором сущее и ценность полностью совпадают. [См. также "Философия истории" (Риккерт).]


История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "РИККЕРТ Генрих (1863-1936)" в других словарях:

  • Риккерт, Генрих — РИККЕРТ (Rickert) Генрих (1863 1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Устраняя кантовскую “вещь в себе”, сводил бытие к человеческому сознанию. Понимал философию как учение о ценностях. Противопоставлял метод …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Риккерт Генрих — (Rickert) (1863 1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Понимал философию как учение о ценностях. Противопоставлял метод естествознания, направленный на общее (закон), методу исторических наук, выясняющему… …   Энциклопедический словарь

  • Риккерт, Генрих (философ) — Генрих Риккерт Дата рождения: 25 мая 1863(1863 05 25) …   Википедия

  • Риккерт Генрих — (1863 1936) один из крупных представителей Баденской школы неокантианства. Им написаны следующие работы: «Границы естественнонаучного образования понятий», «Философия истории», «Науки о природе и науки о культуре», «Предмет познания», «Два пути… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • РИККЕРТ ГЕНРИХ — (1863 1936) – один из крупных представителей Баденской школы неокантианства, развивавший идею Виндельбанда о существовании номотетических  и  идеографических наук. Основные работы «Границы  естествннонаучного образования понятий», «Философия… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Риккерт Генрих и автономия познания — Отношение к ценностям и автономия исторического познания     Фундаментальной проблемой для Генриха Риккерта (1863 1936) является проблема автономии исторического познания. Он взял за основу виндельбандовское разделение наук. «Одна и та же… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • РИККЕРТ ГЕНРИХ — (Rickert, Heinrich) (1863 1936) немецкий неокантианский социальный философ, чьи идеи оказали влияние на Вебера. Его главные труды Наука и история (1899) и Пределы естественнонаучного осмысления (1902). Разделение Дильтеем и Виндельбандом… …   Большой толковый социологический словарь

  • Риккерт, Генрих — Генрих Риккерт (нем. Heinrich Rickert; 25 мая 1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша  25 июля 1936, Гейдельберг)  немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. С 1894 года профессор Фрайбургского, с 1916  Гейдельбергского… …   Википедия

  • Риккерт Генрих — Генрих Риккерт (нем. Heinrich Rickert; 25 мая 1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша  25 июля 1936, Гейдельберг)  немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. С 1894 года профессор Фрайбургского, с 1916  Гейдельбергского… …   Википедия

  • Риккерт — (нем. Rickert)  немецкая фамилия. Известные носители Риккерт, Генрих (1863 1936)  немецкий философ. Риккерт, Генрих (1833 1902)  немецкий политик …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»