МУР Джордж Эдуард (1873-1958)

МУР Джордж Эдуард (1873-1958)
- британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911-1939) и в

университетах США (1940-1944). Главный редактор журнала "Mind" (1921-1947). Основные сочинения: "Природа суждения" (1899), "Принципы этики" (1903), "Опровержение идеализма" (1903), "Природа и реальность объектов восприятия" (1905-1906), "Природа чувственных данных" (1913), "Некоторые суждения о восприятии" (1917), "Философские исследования" (1922), "В защиту здравого смысла" (1925), "Доказательство внешнего мира" (1939), "Ответ моим критикам" (1942) и др. М. полемизировал с идеями английского абсолютного идеализма и берклинианства, разрабатывал оригинальные этические доктрины. "Я не думаю, - писал М., - что окружающий мир  или наука когда-либо ставили передо мной философские проблемы. Такими проблемами были вещи, которые говорили о мире или естествознании другие философы". М. стоял на позициях плюралистической онтологии в противовес идеалистическому монизму, на принципах принципиальной познаваемости окружающей реальности, постулируя антипсихологизм в эпистемологии и логике. Истинность идеалистического лозунга "esse est percipi"  (лат. "существовать - значит быть воспринимаемым"; ср. "реальность духовна") М. усматривал лишь в том, что свойства, составляющие весь наш мир и отличные от свойства "быть воспринимаемым", не могут существовать, не будучи, в свою очередь, воспринимаемыми. По М., высказывание "существовать - значит быть воспринимаемым" не только аналитическое и посему не могущее быть обосновано, оно также и противоречиво. (Согласно М., "принцип органических единств используют главным образом для оправдания возможности одновременно утверждать два противоречащих друг другу суждения там, где в этом возникает нужда. В данном вопросе, как и в других, главной заслугой Гегеля перед философией было возведение ошибки в принцип и изобретение для нее названия.) Согласно М., попытка сторонников философского идеализма фундировать данную идею тезисом, что объект опыта немыслим без наличия субъекта, неверна хотя бы потому, что "объект и субъект" (например, желтый цвет и ощущение желтизны) совершенно различны. Из "esse est percipi" следует как то, что опыт и его объекты тождественны, так и то, что они различны: желтый цвет и ощущение желтизны аналитически связаны и по существу идентичны и в то же время они различны, ибо можно осмысленно говорить об их отношении друг к другу. Философы, по мысли М., не в состоянии учитывать подобного различия (см. Differance), ибо язык не имеет общих имен для таких объектов, как красное или горькое, а так же и потому, что мы склонны "скорее воспринимать мир через посредство сознания, а не рассматривать само сознание". С точки зрения М., понятия, с одной стороны, не могут трактоваться ни как содержание, ни как фрагмент, ни как состояние сознания, с другой же - они не есть продукт абстрагирующей активности сознания. Физические факты, по мысли М., не зависят - причинно или логически - от фактов сознания: "нет каких-либо здравых оснований предполагать, что вообще существует какой-либо такой факт сознания, без наличия которого не мог бы иметь место факт, что этот камин находится в настоящий момент ближе к моему телу, чем та этажерка... нет никаких оснований предполагать, что существует какой-то факт сознания, о котором можно было бы сказать - если бы этот факт не имел места, то земля не существовала бы уже много лет". Понятие (суть "ни ментальный факт, ни какая-либо из частей ментального факта") - автономный и неизменный объект мышления, последняя реальность. Истинность суждений не коррелируема и не определима их отношением к реальности, истина - всего лишь характеризует отношение понятий в суждении, постигаемое интуитивно. "Обращение к фактам бесполезно" - это высказывание М. выступило впоследствии девизом "концептуального реализма" Рассела - Витгенштейна. В статье "Опровержение идеализма" (1903) М. анализировал ощущение, различая две его стороны - "сознание" и "объект": "Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания". При этом "сознание", по М., находится в некотором нераскрываемом отношении "осведомленности" к "объекту". Вместе с тем "независимое "существование объекта в гносеологической схеме М. является лишь видимостью, ибо объект здесь выступает лишь в акте ощущения, его реальность постулируется лишь на основе "здравого

смысла", а не в качестве характеристики объективной действительности. С точки зрения М., "мы знаем, что имеются и были во Вселенной... материальные объекты и акты сознания... огромное количество и тех и других... что многие материальные объекты существуют, когда мы не осознаем их". Истинность этих предложений неявно заложена в общем способе нашего мышления; она предполагается многими вещами, относительно которых мы полагаем, что мы их знаем. (По М., объект ложного убеждения и сопряженное суждение не могут существовать как факт, иначе убеждение являлось бы истинным.) М. абсолютизировал элементы непосредственности в познании, предвосхитил возникновение неореалистической концепции "имманентности трансцендентного". Идеи М. явились одним из источников лингвистической философии. Этическая концепция М. носила индивидуалистический характер и основывалась на критике "этического натурализма", рассматривающего "добро" как объективное рациональное понятие. Добро и зло для М. - основополагающие неопределимые этические категориии, смысл которых постигается лишь с помощью интуиции. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушающего либо неявно выражают повеления. Отождествляя ценность и долг с пользой, М. необходимо приходил к выводу, что моральная обязанность индивида к осуществлению поступка в полном объеме проистекает из того, что именно данное действие результируется в предельно возможной совокупности добра в универсуме. Не создав завершенной философской системы, М., тем не менее, выступил как один из основателей "метаэтики".


История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "МУР Джордж Эдуард (1873-1958)" в других словарях:

  • Мур Джордж Эдуард — (1873 1958), английский философ, дал обоснование неореализма («Опровержение идеализма», 1903); разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма. * * * МУР Джордж Эдуард МУР (Moore) Джордж Эдуард (1873 1958), английский …   Энциклопедический словарь

  • МУР Джордж Эдуард — (1873 1958) английский философ, дал обоснование неореализма ( Опровержение идеализма , 1903); разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мур, Джордж Эдуард — МУР Джордж Эдуард (1873 1958), английский философ. Дал обоснование неореализма (“Опровержение идеализма”, 1903). Признавал безусловную истинность суждений “здравого смысла”, исследование которого связывал с анализом обыденного языка.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МУР Джордж Эдуард — Джордж Эдуард (1873–1958), англ. философ, выступил с обоснованием неореализма ( Опровержение идеализма , 1903); разработал метод логич. анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма …   Биографический словарь

  • МУР Джордж Эдуард — (Moore), (4 ноября 1873 – 24 окт. 1958) – англ. философ, проф. Кембриджского ун та (1925–39), член Британской академии наук (с 1918), гл. редактор журн. Mind (1921–47). Примкнув в начале своей филос. деятельности к неогегельянству, М. затем… …   Философская энциклопедия

  • Мур Джордж Эдуард — Мур (Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873 Лондон, ≈ 24.10.1958, Кембридж), английский философ идеалист. Профессор Кембриджского университета (1925≈39), член Британской АН, главный редактор журнала «Майнд» («Mind», 1921≈47). В ст. «Опровержение… …   Большая советская энциклопедия

  • МУР Джордж Эдуард — (1873 1958) англ. философ идеалист, представитель неореализма. В работе «Опровержение идеализма» (1903) М. подверг критике субъективный идеализм, противопоставив ему тезис: «Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания», причем… …   Атеистический словарь

  • МУР Джордж Эдуард — (Moore, George Edward) (1873 1958), английский философ. Родился в Лондоне 4 ноября 1873. В 1898 1904 член совета Тринити колледжа Кембриджского университета, с 1911 читал лекции по этике, а с 1925 профессор философии в Кембридже. В 1940 1944… …   Энциклопедия Кольера

  • Мур (Moore) Джордж Эдуард — (1873—1958), английский философ, выступил с обоснованием неореализма («Опровержение идеализма», 1903); разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма …   Большой Энциклопедический словарь

  • МУР (Джордж Эдуард) — британский философ (Лондон, 1873 Кембридж, 1958). Его главное произведение «Principia ethi са» (1903) помогает проследить влияние Канта и Гегеля на британскую философию: он заимствует у них идею, что благо это объект непосредственной интуиции,… …   Философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»