МАРКУЗЕ Герберт (1898-1979)

МАРКУЗЕ Герберт (1898-1979)
- немецко-американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы. Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хоркхаймером (с 1933). В 1933 эмигрировал в Женеву. В США - с 1934. В 1939-1950 работал на правительство США, в информационных органах Управления стратегической разведки. Преподавал в Колумбийском (1934-1941, 1951-1954), Калифорнийском (1955-1964) университетах и Университете в Сан-Диего (1965-1976). Основные труды: "Онтология Гегеля и основание теории историчности" (1932), "Разум и революция. Гегель и становление социальной теории" (1940), "Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда" (1955), "Советский марксизм. Критическое исследование" (1958), "Одномерный человек: Исследование по идеологии развитого индустриального общества" (1964), "Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Западном Берлине" (1967), "Негации. Эссе по критической теории" (1968), "Психоанализ и политика" (1968), "Эссе об освобождении" (1969), "Идеи к критической теории общества" (1969), "Контрреволюция и восстание" (1972), "Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики" (1977) и др. На начальном этапе своего философского творчества, часто квалифицируемом как "хайдеггерианский марксизм" и совпавшем с пребыванием М. во Фрейбургском университете (1928-1932), мыслитель находился под влиянием идей Хайдеггера. К периоду знакомства с ним М. уже имел ученую степень доктора немецкой литературы (1922), серьезно штудировал тексты Маркса и располагал солидным политическим опытом участия в Ноябрьской (1918) революции в Германии, примыкая к СДПГ. Однако М. не устраивала ортодоксальная марксова доктрина социал-демократов, недооценивавшая философские аспекты этого учения. Испытывая настоятельную потребность в придании историческому материализму Маркса подлинно философского фундамента, М. обращается к хайдеггеровской аналитике Dasein, видя в ней радикально новую точку отсчета для современной социальной философии. В синтезе экзистенциальной онтологии и исторического материализма, осуществленном в

контексте философской антропологии, М. усмотрел искомый идеал т.наз. "конкретной философии". Однако после знакомства с ранее не опубликованными "Философско-экономическими рукописями 1844 года" Маркса, наметился радикальный разрыв М. с идеями Хайдеггера, которые кажутся ему крайне абстрактными и не способными охватить реально-исторические структуры современности. При этом, влияние Хайдеггера будет иметь место и в более поздних работах М. Следующий период творчества М. характеризуется отходом от марксизма и переходом к философствованию без экономических категорий Маркса. В качестве объекта исследования у М. выступила новая квазиреальность в виде "технологической рациональности": на первый план выдвигалось уже не экономическое содержание социальности, не природа экономического господства и т.п., а сам тип западной цивилизации с имманентно присущим ему подчинением природы. Последнее обстоятельство, в свою очередь, согласно М., порождает и подчинение внутренней природы всего импульсивного, и, как результат, - господство человека над человеком. На данном этапе своего творчества М. активно применял категориально-понятийные ряды и некоторые гипотезы наиболее спорной части фрейдистского учения (идеи о неизбывном конфликте между природой человека и его общественной формой существования) в качестве методологического фундамента для критического рассмотрения и диагностики современного общества. Предлагая современное философское толкование взглядов Фрейда, М. признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидонозных трудовых отношений (социально полезной деятельности, не сопровождающейся репрессивной сублимацией). С точки зрения М., конфликт между инстинктами людей и цивилизацией не извечен, он присущ лишь "специфически исторической организации человеческого существования". "Влечение к жизни" (Эрос) и "влечение к смерти"  (Танатос) несовместимы с "правилами игры" цивилизации. Они подавляются обществом и сублимируются (Эрос) либо переориентируются (Танатос) на внешний мир  в форме труда - покорения природы - и на внутренний мир  - в ипостаси совести. "Принцип реальности" Фрейда, в основе которого лежит факт нужды и результирующийся в борьбе людей за существование, согласно М., в настоящее время  трансформировался. Общественно значима не только и не столько сама нужда, сколько то, как она распределена между членами общества. В интересах привилегированных групп, по мнению М., на плечи большинства индивидов падает дополнительное социальное давление ("прибавочная репрессия"). Принцип реальности эволюционирует в "принцип производительности" . По мнению М., достигнутый уровень науки и техники создает принципиально новую систему удовлетворения зачастую "ложных" материальных потребностей людей в высокоразвитых обществах. Становится возможным освободить инстинкты от ненужного подавления, тело может стать самодостаточной целью, труд в состоянии превратиться в свободную игру человеческих способностей. Но необходимость сохранения существующего социального порядка диктует, по М., всевозрастающее усиление репрессий в облике несоизмеримо выросшего общественного контроля. Результатом этого процесса в условиях современной индустриальной цивилизации выступило формирование "одномерного человека" - объекта духовного манипулирования с пониженным критическим отношением к социуму и включенного в потребительскую гонку. Общественные изменения в этих условиях могут осуществляться, по М., только через "Великий отказ" от господствующих ценностей как капитализма, так и тоталитарного социализма ("культурная революция"), а революционные инициативы становятся уделом социальных аутсайдеров (люмпенизированных слоев) вкупе с радикальной интеллигенцией и студентами. М. принадлежал к идеологам "новых левых", но позже отверг наиболее одиозные положения своего миропонимания и дистанцировался от леворадикального движения. В конце жизни М. безуспешно пытался осуществить разработку новых моделей и типов рациональности, призванных освободить чувственность из-под гнета культуры. В ряде поздних работ, в которых М. анализировал глубинные истоки человеческого бытия, вновь сказалось некоторое влияние взглядов Хайдеггера. В основании современной индустриальной цивилизации, по М., лежит определенный исторический проект в виде вполне конкретного отношения человека к миру, мышления - к деятельности в нем. Этот проект М. именовал "технологическим проектом" или технологической рациональностью, суть которой в том, чтобы поработить природу и приспособить ее к человеку. Но это стремление, согласно М., оборачивается против самого человека как части природы, в чем и заключается иррациональность репрессивной рациональности, глубоко укорененной в самом бытии. [См. также "Разум и революция" (Маркузе), "Одномерный человек" (Маркузе), "Эрос и цивилизация" (Маркузе).


История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "МАРКУЗЕ Герберт (1898-1979)" в других словарях:

  • МАРКУЗЕ (MARCUSE) Герберт (1898- 1979) — немецко американский философ и социолог. Один из основателей Франкфуртского института социальных исследований и создателей критической теории общества . Согласно М. развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного… …   Политология: словарь-справочник

  • Маркузе, Герберт — МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (1898 1979), немецко американский философ и социолог, представитель франкфуртской школы. С 1934 в США. Утверждал, что в современном обществе революционная роль перешла к “аутсайдерам” (люмпены, преследуемые национальные… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Маркузе Герберт — (Marcuse) (1898 1979), немецко американский философ и социолог, представитель франкфуртской школы.С 1934 в США. В 1960 х гг. выдвинул идею о революционной роли, «аутсайдеров» (люмпены, преследуемые национальные меньшинства и т. п.) и радикальных… …   Энциклопедический словарь

  • Маркузе, Герберт — Герберт Маркузе Herbert Marcuse …   Википедия

  • Маркузе Герберт — Герберт Маркузе и «великий отказ» Возможна ли «нерепрессивная цивилизация»?     Книга «Эрос и цивилизация» (1955) развивает одну из главных тем фрейдизма тему подавления цивилизацией человеческих инстинктов. «Счастье, говорил Фрейд, не есть… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ — (Marcuse, Herbert) (1898–1979) Немецкий философ. Представитель Франкфуртской школы (Frankfurtschool), критической теории (critical theory). Убежав от нацистского преследования, в 1934 г. поселился в США. Был горячим сторонником студенческих и… …   Политология. Словарь.

  • Маркузе, Герберт — (Marcuse) (1898 1979) немецко американский философ и социолог, представитель франкфуртской школы. С 1934 в США. В 1960 х гг. выдвинул идею о том, что рабочий класс утратил революционную роль, которая перешла к «аутсайдерам» (люмпены, преследуемые …   Политология. Словарь.

  • Маркузе Герберт — (1898 1979 гг.) немецко американский философ и социолог, один из представителей Франкфуртской школы. Кризисные явления позднекапиталистического общества вызваны, согласно Маркузе, не экономико технологическими, а культурно антропологическими… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • МАРКУЗЕ Герберт — (1898 1979) выдающийся немецко американский ученый, один из представителей критической теории, заложившей теоретическую основу студенческого движения 60 х годов и движения «новых левых». С 1933 г. в Швейцарии, с 1934 г. профессор политологии в… …   Политологический словарь-справочник

  • МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ — (Marcuse, Herbert) (1898 1979) влиятельный немецкий философ и социальный теоретик. Маркузе изучал философию в университетах Берлина и Фрайбурга (в последнем с ведущими немецкими философами Гуссерлем и Хайдеггером). Он стал членом Института… …   Большой толковый социологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»