ЛЕКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОАНАЛИЗ

ЛЕКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОАНАЛИЗ
("Vorlesungen zur Einfuehrung in die Psychoanalyse". Wien, 1916-1917; "Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuehrung in die Psychoanalyse". Wien, 1933) - одна из фундаментальных работ Фрейда, в которой изложены основы его учения о психоанализе. Книга состоит из двух частей: "Лекции по введению в психоанализ" (подготовленные в 1916-1917) и "Продолжение лекций по введению в психоанализ" (оформленные к 1933). Первая часть включает в себя разделы, посвященные ошибочным действиям, сновидениям и общей теории неврозов и содержит описание теоретических принципов, методов психоанализа, способов истолкования данных, получаемых в результате психоаналитического исследования, и ряда общих положений психоаналитической теории. Описывая различные ошибочные действия, Фрейд делает основной вывод о том, что каждое из таких действий имеет свой скрытый смысл, свое определенное симптоматическое значение и выдает существование неосознаваемой, но вполне реально имеющейся у субъекта тенденции, намерения или желания. Анализируя сновидения, Фрейд описывает их структуру и скрытые закономерности динамики. Он подчеркивает определенное сходство между ошибочными действиями и сновидениями, указывая на то, что подобно тому, как в ошибочном действии существует какая-либо форма ее выражения в поведении, так и в сновидении существует явная форма и скрытое содержание, которые определяются бессознательным. Общая функция сновидений - это устранение раздражений, мешающих сну, через галлюцинаторное удовлетворение потребностей и желаний спящего. В общей теории неврозов главное внимание обращается на субъективное содержание симптомов: каждое слово, фантазия и сновидение больного подвергаются анализу с целью раскрытия их подлинного смысла. Излечение же наступает тогда, когда вытесненные импульсы, влечения и переживания доводятся до сознания. Во второй части Фрейд излагает основные идеи психоаналитических моделей психики (Бессознательное, Предсознательное и Сознательное) и личности [Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("Сверх-Я")] и подчеркивает неидентичность сознания и Эго ("Я"). Невроз рассматривается им как результат ослабления силы Эго ("Я") из-за интенсивного давления на него со стороны Ид ("Оно"), в силу которого происходит расходование энергии на противодействие этому давлению (антикатексис). Другой источник невроза, он считает, - это конфликт между Эго ("Я") и Суперэго ("Сверх-Я") в ситуации, когда Эго ("Я") противостоит моральным и социальным запретам и требованиям. Вторая часть книги являет собой один из заключительных вариантов психоаналитического учения и содержит ряд существенно важных психоаналитических идей, обладающих значительным философским, психологическим, социологическим, антропологическим и культурологическим содержанием.


История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЛЕКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОАНАЛИЗ" в других словарях:

  • ЛЕКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОАНАЛИЗ — ’ЛЕКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОАНАЛИЗ’ (‘Vorlesungen zur Einfuehrung in die Psychoanalyse’. Wien, 1916 1917; ‘Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuehrung in die Psychoanalyse’. Wien, 1933) одна из фундаментальных работ Фрейда, в которой изложены… …   История Философии: Энциклопедия

  • психоанализ — (от греч. psyche душа и analysis разложение, расчленение, исследование) 1) теоретическое направление в психологии, восходящее к идеям З. Фрейда (см. фрейдизм, неофрейдизм …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психоанализ — (от Психо... и Анализ)         метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом. От П. как конкретной… …   Большая советская энциклопедия

  • ПСИХОАНАЛИЗ — (от греч. psyche душа и analysis решение) философско психологическая концепция и часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. В П. проводится различие между техникой П. как методом… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОАНАЛИЗ — 1) метод психотерапии, предложенный 3. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов; 2) психол. учение, базирующееся на концепции 3. Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Комплекс неполноценности — впервые был описан Альфредом Адлером МКБ 10 …   Википедия

  • ФРЕЙД Зигмунд — (Freud, Sigmund) (1856 1939), австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений 20 в. Фрейд родился во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856 …   Энциклопедия Кольера

  • ФРЕЙД Зигмунд — (1856 1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Д р медицины (1881), профессор Венского унта (1902 1938). Поч. д р права университета Кларка (1909), Иностранный член Королевского общества. Основатель Венского… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ВНУШЕНИЕ — – психологический механизм воздействия, состоящий в изменении позиции собеседника (оппонента) на основе некритического принятия им позиции др. Владение этим механизмом важно для успешного проведения переговоров, неконфликтного разрешения трудной… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СОПРОТИВЛЕНИЕ — – психические силы и процессы, мешающие свободному ассоциированию пациента, его воспоминаниям, проникновению в глубины бессознательного, осознанию бессознательных представлений и желаний, пониманию истоков возникновения невротических симптомов,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»