ДЬЮИ Джон (1859-1952)

ДЬЮИ Джон (1859-1952)
- американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904-1931) университетах. Основные сочинения: "Школа и общество" (1899), "Исследования по логической теории" (1903), "Влияние Дарвина на философию" (1910), "Как мы мыслим" (1910), "Очерки по экспериментальной логике" (1916), "Опыт и природа" (1925), "Либерализм и социальное действие"  (1935), "Логика: теория исследования" (1938), "Единство науки как социальная проблема" (1938), "Теория оценки" (1939), "Познание и познанное" (совместно с А. Бентли, 1949) и др. (всего около тысячи книг и статей). На протяжении всего философского творчества Д. оставался приверженцем круга проблем, связанных с человеком и практическими вопросами его существования. Прагматизм, по мнению Д., осуществил переворот в философской традиции, равнозначный революции учения Коперника, перейдя от изучения проблем самих философов к постижению человеческих проблем. Философия, по Д., - продукт общественных стрессов и личностных напряжений. Определяя традиционную философию как "натурализм", а собственную ее версию как "инструментализм", Д. стремился, с одной стороны, отграничить принадлежащую ему трактовку опыта от некоторых подходов классического эмпиризма, с другой же, - акцентировать принадлежность своего философского творчества к парадигме прагматизма и эмпиризма в целом. Опыт у Д. охватывает как сферу сознания, так и поле бессознательного; опыт включает в себя также и привычки людей; он призван продуцировать "указание", "нахождение" и "показывание". По мнению Д., опыт не принадлежит к области сознания, это - история. "В опыт входят сны, безумие, болезнь, смерть, войны, поражение, неясность, ложь и ужас, он включает как трансцендентальные системы, так и эмпирические науки, как магию, так и науку. Опыт включает склонности, мешающие его усвоению". Наделяя разным содержанием понятия "опыт" и "познание", Д. утверждал, что опыт выступает в двух измерениях: одно - это обладание им, другое - познание для более уверенного обладания им. Исследование являет собой, по Д., контролируемую или прямую трансформацию некоторой неопределенной ситуации в определенную с целью обращения элементов изначальной ситуации в некую унифицированную общность, "объединенное целое". Любое исследование, согласно схеме Д., включает пять этапов: чувство затруднения; его определение и уяснение его границ; представление о возможном решении; экспликацию с помощью рассуждения отношений этого представления; дальнейшие наблюдения, проясняющие доминирующие в окончании этого процесса "уверенность" либо "неуверенность". Философия призвана анализировать эквиваленты опыта, предоставляемые реконструкцией явлений истории, культуры и жизни людей. Человек способен существовать в этом мире, лишь придавая ему смысл и тем самым изменяя его. Магически-мифические модели объяснения природы сменились постулатами разумности Вселенной, неизменности оснований бытия, универсальности прогресса, наличия всеобщих закономерностей. "Благодаря науке, мы обезопасили себя, добившись точности и контроля, с помощью техники мы приспособили мир к своим потребностям... - писал Д., - однако одна война и приготовление к другой напоминают, как просто забыть о рубеже, где наши ухищрения не замечать неприятных фактов переходят уже в намеренную их деформацию". Пафосом инструментализма Д. выступала его убежденность в том, что разумное противодействие нестабильности мира необходимо предполагает предельную степень ответственности интеллектуальной активности человека, познавательную же деятельность последнего правомерно считать практичной, если она оказывается эффективной в решении жизненных задач. Человек самой задачей выживания как биологического вида обречен трансформироваться в ипостась активного участника природных пертурбаций, научное познание всегда фундировалось требованиями здравого смысла, успешная практика обусловливает конечную ценность той или иной гипотезы и теории. Истина не может и не должна стремиться к достижению состояния адекватности мышления бытию, к безгрешному отражению реальности, истина призвана обеспечивать эвристичность, апробированность и надежность ведущей идеи. "Функция интеллекта", согласно Д., не в том, чтобы "копировать объекты окружающего мира", а в том, чтобы устанавливать путь "наиболее эффективных и выгодных отношений с этими объектами". Ценности же, столь же виртуальные, как и "форма облаков", должны перманентно переосмысливаться и корректироваться этикой и философией, не упуская, естественно, из виду соотношение целей и средств человеческой деятельности. Идеи, таким образом, приобретают облик "проектов действий", дуалистическое миропонимание оказывается в ряду чуждых реальному положению вещей моделей трактовки природы, философия может конструктивно решать свои задачи, лишь безоговорочно высвободившись от проблемных полей метафизики. Совершенно естественно поэтому, что Д. выступал как поборник свободы и достоинства людей, усматривая свободу каждого в первую очередь в том, чтобы умножать ее для других. Абсолютизация же утопических целей, характерная для тоталитарных систем, парализует плодотворные научные дискуссии. Личность, согласно Д., конституирует себя в критических актах общественной активности (например, в процедурах замены отживших политических установлений новыми) точно так же, как индивид становится подлинно познающим субъектом в контексте осуществления результативных поисковых операций. ("Воспитание и обучение посредством деланья" являло собой квинтэссенцию педагогической концепции Д. Его программа "прогрессирующего образования", фундировавшаяся идеей о том, что школа - не есть подготовка к жизни, а суть собственно жизнь в ее особой форме, постулировала важность формирования у детей навыков выработки конкретных решений.) Д. придерживался той точки зрения, что "planned society" (планируемое общество социалистического типа), в границах которого проекты и сценарии развития доводятся сверху, однозначно менее жизнеспособно и свободно, нежели общество, основанное на постоянной естественной самоорганизации посредством высвобождения своих ресурсов в пространстве рыночных отношений ("continuosly planning society"). Определенный практический опыт (в этом контексте) Д. обрел, принимая участие в работе международной комиссии по расследованию деятельности Л.Троцкого. Д. пришел к выводу о его невиновности, чем вызвал раздражение советского руководства. Будучи убежденным сторонником демократии и реформ, Д. полагал, что именно и только они в состоянии обеспечить разрешение как парциальных, так и глобальных общественных вопросов.


История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДЬЮИ Джон (1859-1952)" в других словарях:

  • Дьюи Джон — (1859–1952) американский педагог, психолог, автор первого американского учебника по психологии, один из основателей Чикагской школы психологов. Задачи психологии Д. усматривал не в анализе содержания сознания, а в изучении целостного организма в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Дьюи Джон — (Dewey) (1859 1952), американский философ, систематизатор прагматизма. Профессор Колумбийского университета (Нью Йорк) в 1904 30. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории лишь инструменты приспособления к внешней среде …   Энциклопедический словарь

  • Дьюи Джон — Джон Дьюи Дата и место рождения: 20 октября 1859, Барлингтон, штат Вермонт Дата и место смерти: 1 июня …   Википедия

  • Дьюи Джон — (1859 1952) один из представителей и основоположников прагматизма. Его рассматривают даже как главного выразителя идей прагматизма, потому что он систематизировал многие положения других представителей прагматизма Пирса, Джемса. Им были написаны… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • Дьюи Джон / Dewey, John — (1859 1952). Статье Дьюи The reflex arc concept in psychology («Понятие рефлекторной дуги в психологии») обычно приписывают статус программной работы, связанной с учреждением функционализма как самостоятельной школы психологии, а не только как… …   Психологическая энциклопедия

  • Дьюи Джон — (1859 1952) американский философ, психолог, педагог, один из ведущих представителей прагматизма. Он выдвинул и защищал особую разновидность прагматизма инструментализм, или гуманистический натурализм , в котором пересматривается классическая… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • ДЬЮИ Джон — (1859 1952) амер. философ, педагог и психолог, представитель субъективно идеалистической, прагматической философии и педагогики, педоцентризма. Главное место в пед. процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из образовательного процесса …   Педагогический словарь

  • ДЬЮИ Джон — (Dewey, John) ДЖОН ДЬЮИ (1859 1952), американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859. До сих пор… …   Энциклопедия Кольера

  • Дьюи Джон — Опыт не сводится ни к сознанию, ни к познанию     «Неутомимым в работе, щедрым в отношениях с коллегами и друзьями, необычайно влиятельным философом и педагогом» назвал Б. Рассел Джона Дьюи (1859 1952). Философию Дьюи определяет как натурализм.… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Дьюи, Джон — (Dewey, John) (1859 1952) выдающийся американский философ и педагог. Дьюи был в начале неогегельянцем, но в дальнейшем разработал вид прагматизма, который он называл экспериментализмом или инструментализмом . Характерной чертой этой философии… …   Исторический справочник русского марксиста


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»