ВОЛЬФ Христиан (1679-1754)

ВОЛЬФ Христиан (1679-1754)
- немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, основатель первой философской школы в Германии, популяризатор идей Лейбница, подвижник внесения широких знаний в народ. Творческую деятель-

ность В. начал с теологии, затем перешел к философии и математике. С 1706 становится профессором в г. Халле, где читал лекции по всем разделам философии и исключительно на немецком языке, что в те времена было большой редкостью (не случайно считается, что именно В. положил начало немецкоязычной системе философских понятий). В Халле В. основал первый немецкий научный журнал. По сравнению с протестантскими богословами тогдашней Германии В. был свободомыслящим мыслителем и поборником идей рационализма, что повлекло на него гнев прусского короля Фридриха Вильгельма, который выслал В. из Пруссии. В. переезжает в Кассель, становится первым философом Марбургского университета, где его лекции посещал М.В. Ломоносов, избирается членом академий Лондона, Парижа, Стокгольма, приглашается вице-президентом в российскую Академию наук. Находясь под влиянием идей Декарта, Спинозы, отчасти Локка и, главным образом, Лейбница, В. всю жизнь с невероятным педантизмом разрабатывал всеобъемлющую систему философии. (Главное произведение В. - "Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка", 1712.) По форме изложения своей системы В. следовал "Этике" Спинозы, излагая свою дедукцию в строго геометрической форме: одна за другой здесь следуют аксиомы, теоремы, схоллии, королларии и т.п. Выработанная В. философская система была первой в Германии. Она охватывала, по сути, все отрасли знания того времени как теоретического, так и практического. Все компоненты собственной теоретической системы В. пытался рационально обосновать, классифицировать, дефинировать и дедуцировать, заслужив тем самым авторитет родоначальника "духа научной основательности в немецкой философии" (Кант), однако эта основательность давалась ценой самого несносного педантизма. Систематизация идей Лейбница обернулась "плоским теологизмом", в результате чего многие интересные идеи последнего оказались заменены упрощенными метафизическими схемами, вульгаризировавшими саму лейбницевскую постановку вопросов. В результате философия Лейбница в интерпретациях В. лишилась многих эвристических наработок. В частности, свою телеологию Лейбниц пытался совместить с идеей механической причинности, которая носила у него глубоко имманентный характер; в варианте же В. телеология предстала как поиск внешних целей, главной и последней среди которых провозглашалась полезность всех вещей человеку, который, в свою очередь, мыслился В. как предназначенный Богом для того, чтобы почитать его как творца всех вещей. Всю свою философию В. разделил на теоретическую и практическую части, дав тем самым впервые четкое различие между теоретическим и эмпирическим знанием. В свою очередь, его теоретическая философия, будучи наукой о всех возможных предметах, насколько они "возможны", и исследующей их взаимосвязи, причины и основания, распадается на логику и метафизику. Будучи рациональной теоретической наукой, метафизика, по В., состоит из онтологии, космологии, психологии и естественной теологии. В состав практических наук В. внес этику, экономику, естественное право  и политику. Наиболее разработанной в его системе явилась онтология, в которой более всего чувствовалось влияние Лейбница, а также Декарта. Следуя, в целом, основным идеям своего немецкого предшественника в области космологии, В., тем не менее, отказался от его монадологии и внес некоторые изменения в его учение о "предустановленной гармонии", отдавая предпочтение декартовскому психофизическому дуализму и механицизму. В области этики и политики В. был сторонником естественной морали и теории естественного права. Центральное место во всей системе В. занимала его естественная теология  или учение о Боге. Ибо только Бог является самостоятельным и необходимым существом, все остальные, согласно В., - лишь его творения, не обладающие такой самостоятельностью. Конечной целью философии и становится выяснение этого первичного основания всех вещей. Несмотря на ряд присущих ей методологических недостатков, философия В. оказала существенное влияние на развитие теоретической мысли в Германии, став чуть ли не единственным руководством по изучению университетских философских курсов вплоть до возникновения философского учения Канта, назвавшего своего предшественника "величайшим из всех догматических философов".


История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ВОЛЬФ Христиан (1679-1754)" в других словарях:

  • ВОЛЬФ Христиан — ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (Кристиан) (1679 1754), немецкий философ, представитель рационализма (см. РАЦИОНАЛИЗМ (в философии)), популяризатор и систематизатор идей Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм), иностранный почетный член Петербургской АН… …   Энциклопедический словарь

  • Вольф, Христиан — Христиан фон Вольф Христиан фон Вольф (нем. Christian Freiherr von Wolff, 24 января 1679, Бреслау  9 апреля 1754, Халле)  знаменитый немецкий учёный энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов в период после… …   Википедия

  • Вольф Христиан — Христиан фон Вольф Христиан фон Вольф (нем. Christian Freiherr von Wolff, 24 января 1679, Бреслау  9 апреля 1754, Халле)  знаменитый немецкий учёный энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов в период после… …   Википедия

  • Вольф Христиан фон — Христиан фон Вольф Христиан фон Вольф (нем. Christian Freiherr von Wolff, 24 января 1679, Бреслау  9 апреля 1754, Халле)  знаменитый немецкий учёный энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов в период после… …   Википедия

  • ВОЛЬФ Христиан — (Wolf, Wolff), (24 января 1679 – 9 апреля 1754) – нем. философ, популяризатор и систематизатор идеалистич. философии Лейбница. Проф. философии в Галле (1706–23), Марбурге, где в числе его слушателей был М. В. Ломоносов (1736–39), и снова в Галле… …   Философская энциклопедия

  • Вольф Христиан (Кристиан) — (Wolff) (1679 1754), немецкий философ, представитель рационализма, популяризатор и систематизатор идей Лейбница, иностранный почетный член Петербургской АН (1725). Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до… …   Энциклопедический словарь

  • Вольф, Христиан — ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (Кристиан) (1679 1754), немецкий философ. Представитель рационализма, популяризатор и систематизатор идей Лейбница. Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления “критической… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Вольф, Христиан фон / Wolff, Christian von — (1679 1754). Вольф подчеркивал спонтанную активность разума в противоположность представлениям Локка о разуме как совокупности простых элементов опыта. Разум состоит из способностей или функций, таких как познание, память, чувствование и желание …   Психологическая энциклопедия

  • Вольф, Христиан фон — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вольф. Христиан фон Вольф нем. Christian Freiherr von Wolff …   Википедия

  • Вольф Христиан — Вольф (Wolff) Христиан (24.01.1679 9.04.1754) немецкий философ, популяризатор и систематизатор философии Г.В. Лейбница . Профессор философии в Галле (1706 23 гг.), в Марбурге, снова в Галле (с 1740&nbs …   Психологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»