- Чаадаев Пётр Яковлевич
Чаада́ев Пётр Яковлевич (1794, Москва 1856, там же), философ, публицист. В 180811 учился в Московском университете, где сблизился с А.С. Грибоедовым, Н.И. Тургеневым. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 181314. В 1816 Чаадаев, в этот период корнет лейб-гвардии Гусарского полка, расквартированного в Царском Селе, на обеде у Карамзиных познакомился с А.С. Пушкиным; их тесная дружба продолжалась до гибели поэта (Пушкин посвятил Чаадаеву четыре стихотворения, в том числе послание «Товарищ, верь: взойдёт она...»). В 1821 вышел в отставку в чине ротмистра, в 182326 путешествовал по Европе, познакомился с Ф. Шеллингом, философско-религиозные идеи которого оказали на Чаадаева глубокое воздействие. Вернувшись в Россию, жил в Москве на Петровке (д. 13/15, не сохранился), затем во флигеле дома Левашёвых на Новой Басманной улице (д. 20, ныне на территории Сада имени Н.Э. Баумана). Углублённые занятия Чаадаева философией и историей, глубокая оригинальность его суждений снискали ему уважение современников: во флигеле «басманного философа» постоянно бывали деятели науки (в том числе медики М.Я. Мудров и И.Е. Дядьковский), писатели, поэты, историки, публицисты (Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, М.П. Погодин, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен и др.). Чаадаев посещал салоны З.А. Волконской и А.П. Елагиной; в 1826 на квартире С.А. Соболевского присутствовал на чтении Пушкиным «Бориса Годунова». В 182931 создал свой главный труд трактат «Философические письма», в котором России с её «византинизмом», подчинением церкви государству, крепостничеством, духовной несвободой противопоставлялся католический Запад. Публикация в 1836 первого из восьми писем в журнале «Телескоп» Н.И. Надеждина вызвала репрессии со стороны властей: «высочайшим повелением» Чаадаев был объявлен сумасшедшим, на год за ним был учреждён медицинский и полицейский надзор; «Телескоп» был закрыт, Надеждин сослан в Усть-Сысольск. Преследования не сказались на популярности и авторитете Чаадаева в кругах московской интеллигенции. В 1840-х гг. вместе с Герценом и Грановским он принимал участие в полемике западников и славянофилов, занимая взвешенную позицию и равно влияя на оба направления. Похоронен на кладбище Донского монастыря.
Сочинения: Полное собрание сочинений и избранные письма, т. 12, М., 1991.
Литература: Лазарев В.В., Чаадаев, М., 1986.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.