Таиров Александр Яковлевич

Таиров Александр Яковлевич

Таи́ров Александр Яковлевич (настоящая фамилия Корнблит) (1885, Ровно — 1950, Москва), режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Сначала выступал как актёр; режиссёрскую деятельность начал в Первом Передвижном общедоступном драматическом театре П.П. Гайдебурова; постановки: «Гамлет» У. Шекспира (1907), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (1908), «Эрос и Психея» Ю. Жулавского (1908). Работал в театрах Риги, Симбирска, Петербурга. В 1913 принял приглашение К.А. Марджанова и поставил в московском «Свободном театре» пантомиму «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера—Э. Донаньи, а также «Жёлтую кофту» Г. Бенримо и Д. Хазлтона. В 1914 Таиров вместе со своей женой, главной актрисой театра А.Г. Коонен, а также группой молодых актёров создал Камерный театр. Уже ранние спектакли («Сакунтала» Калидасы, 1914; «Фамира Кифаред» И.Ф. Анненского, 1916; «Саломея» О. Уайльда, 1917) обнаружили масштаб его полемики с традиционным театром. Таиров стремился к обобщённому выражению эмоции, без её психологической конкретизации. «Федра» Ж. Расина в постановке Таирова (1922) стала одним из главных событий театрального искусства начала 1920-х гг.; режиссёр проникал в архаичный инцестуальный миф и воплощал страсть-стихию в её трагической противоречивости. Эта тема развивалась и в последующих постановках: «Гроза» А.Н. Островского (1924); «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926) и «Негр» (1929) — все Ю. О'Нила; «Машиналь» С. Тредуэлл (1933). Таиров утверждал идею «синтетического» мастерства, позволяющего актёрам разыгрывать как трагедию, так и оперетту, равно владеть приёмами музыкального и пантомимического искусства; важной для него была линия арлекинады, восходящей к традиции итальянской комедии масок: «Принцесса Брамбилла» Э.Т.А. Гофмана (1920), «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (1922, текст А.М. Арго и И.А. Адуева). В спектаклях «Человек, который был Четвергом» по Г. Честертону (1923), «Кукироль» П.Г. Антокольского, В.З. Масса, А.П. Глобы и В.Г. Зака (1925), «День и ночь» Лекока (1926) арлекинада трансформировалась в жанр политического ревю, который также был использован в постановке «Оперы нищих» («Трёхгрошовая опера») Б. Брехта (1930).

В 1930—40-х гг. Таирову становилось всё труднее вписываться в идеологический регламент. Свой режиссёрский темперамент он направил на осмысление классики: «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940), «Чайка» Чехова (1944), «Без вины виноватые» Островского (1944), «Старик» М. Горького (1946). В сентябре 1949 Таирова освободили от обязанностей художественного руководителя Камерного театра, а в августе 1950 театр был закрыт. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Мемориальная доска Таирова и Коонен установлена в фойе Театра имени А.С. Пушкина (помещение бывшего Камерного театра).

Сочинения: Записки режиссёра, статьи, беседы, речи, письма, М., 1970.

В.В. Иванов.


Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Таиров Александр Яковлевич" в других словарях:

  • Таиров, Александр Яковлевич — Александр Яковлевич Таиров. ТАИРОВ Александр Яковлевич (1885 1950), режиссер. Основатель (1914) и художественный руководитель московского Камерного театра. Один из реформаторов русской сцены. Стремился к созданию “синтетического театра”,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТАИРОВ Александр Яковлевич — (1885 1950) российский режиссер, народный артист России (1935). Сценическая деятельность с 1905. Один из реформаторов сцены, Таиров стремился к синтетическому театру преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию актера… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Таиров Александр Яковлевич — [24.6(6.7).1885, Ромны, 25.9.1950, Москва], советский режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Творческую деятельность начал в 1905 как актёр, с 1908 режиссёр. В 1913 поставил в Свободном театре «Жёлтую кофту» Хезельтона Фюрста и пантомиму… …   Большая советская энциклопедия

  • Таиров, Александр Яковлевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Таиров. Александр Таиров Александр Яковлевич Таиров …   Википедия

  • Таиров Александр Яковлевич — (1885 1950), режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Сценическая деятельность с 1905. Один из реформаторов сцены, Таиров стремился к «синтетическому театру» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию актёра виртуозного… …   Энциклопедический словарь

  • Таиров, Александр Яковлевич — (Корнблит). Род. 1885, ум. 1950. Режиссер новатор, реформатор театра. На сцене с 1905 г. (антреприза М. М. Бородая). Работал в театре В. Ф. Комиссаржевской, киевской "Новой драме", передвижном театре П. П. Гайдебурова, Свободном театре… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Таиров Александр Яковлевич — (наст. фам. Корнблит; 1885–1959) – рус. режиссер. Нар. арт. РСФСР. Сценич. деятельность начал с 1905. Один из реформаторов сцены, Т. стремился к «синтетич. т ру» преим. романтич. и трагедийного репертуара, воспитанию актера виртуозного драм.… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Таиров Александр Яковлевич — …   Википедия

  • Березняк, Александр Яковлевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Березняк. Березняк Александр Яковлевич Дата рождения: 29 (16) декабря 1912(1912 12 16) …   Википедия

  • Таиров — фамилия. Женская форма Таирова. Известные носители: Таиров, Александр Яковлевич (настоящая фамилия Корнблит; 1885 1950) российский и советский актёр и режиссёр Таиров, Василий Егорович (2 ноября 1859 23 апреля 1938) учёный, профессор, доктор… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»