- Сандуновы
Сандуно́вы (Зандукели), деятели музыкального и драматического театра. Сила Николаевич (1756, Москва 1820, там же), драматический актёр. Из грузинских дворян. Служил канцеляристом в московской Мануфактур-коллегии. С 1776 в Московском публичном театре (антреприза Урусова Медокса), с 1780 играл в Петровском театре Медокса. В 1783 был принят на петербургскую придворную сцену, в 1791 вернулся в Москву в Петровский театр, с 1806 в труппе Императорского московского театра. Созданный им в ряде ролей тип пройдохи-слуги, оказывающегося умнее своих господ, напоминал образ Фигаро. Продолжая народные традиции, Сандунов обращался к зрителям, прибегал к злободневной импровизации. Лучшие роли: Скапен («Скапеновы обманы» Мольера), Полист («Хвастун» Я.Б. Княжнина), Семён («Смех и горе» А.И. Клушина). Блестяще владея мастерством трансформации, Сандунов в спектакле «Алхимист» Клушина исполнял семь ролей. Оставил сцену в 1810. В начале XIX в. преподавал сценическое искусство, в частности, в домашнем театре П.А. Познякова. В 1808 построил на Неглинной улице бани, получившие название Сандуновских.
Его жена Елизавета Семёновна (урождённая Фёдорова, по сцене до 1794 Уранова) (1772, Петербург 1826, Москва), певица с редким по диапазону голосом (почти три октавы). Воспитанница Петербургского театрального училища; дебютировала в Эрмитажном театре. Пользовалась покровительством императрицы Екатерины II: императрица оградила Сандунову от назойливых ухаживаний собственного секретаря графа А.А. Безбородко и дала согласие на её венчание с С.Н. Сандуновым (1794). В том же году вместе с мужем переехала в Москву, став исполнительницей ведущих женских партий в Петровском театре (до 1813). Сандунова играла резко контрастные роли в комических, волшебно-романтических операх, трагедиях, водевилях. Занималась педагогической деятельностью, в том числе в крепостном театре графа Н.П. Шереметева. Постоянно выступала в филармонических концертах, исполняя главным образом русские народные песни.
Брат С.Н. Сандунова Николай Николаевич (17691832, Москва), драматург, переводчик, юрист. Профессор гражданского и уголовного права Московского университета. Его пьесы («Отец семейства», 1794; «Солдатская школа», 1794; «Капитан Хинхилла») продолжали и развивали обличительные традиции В.В. Капниста, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова. Перевёл и опубликовал (1793) трагедию Ф. Шиллера «Разбойники» (поставлена в Москве в 1828 с участием М.С. Щепкина и П.С. Мочалова).
Похоронены на Лазаревском кладбище.
Ю.А. Дмитриев, А.В. Лебедева-Емелина.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.