- Московский художественный академический театр
-
МХАТ(Московский Художественный театр, МХТ). Создан в 1898 К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко под названием Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 академический (МХАТ). С 1902 располагался в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф.О. Шехтель). В труппу вошли возглавляемые Станиславским участники любительских спектаклей Общества искусства и литературы (М.П. Лилина, М.Ф. Андреева, В.В. Лужский, А.Р. Артём и др.) и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества (О.Л. Книппер, И.М. Москвин, В.Э. Мейерхольд и др.). В 1900 в труппу вступил В.И. Качалов, в 1903 — Л.М. Леонидов. Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А.П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба — 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский художественный театр — первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии (см. Студии Московского Художественного театра). В 1924 из этих студий в труппу вошли А.К. Тарасова, М.И. Прудкин, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, А.О. Степанова, Н.П. Хмелёв, Б.Н. Ливанов, М.М. Яншин, А.Н. Грибов, А.П. Зуева, Н.П. Баталов, М.Н. Кедров, В.Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б.Г. Добронравовым, М.М. Тархановым, В.О. Топорковым, М.П. Болдуманом, А.П. Георгиевской, А.П. Кторовым, П.В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры — Н.М. Горчаков, И.Я. Судаков, Б.И. Вершилов.Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К.А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, 1926; пьесы В.П. Катаева, Л.М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А.Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н.В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л.Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А.Е. Корнейчука, «Русские люди» К.М. Симонова, «Офицер флота» А.А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л.М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962). Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТа пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О.Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А.А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А.И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М.М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М.Б. Шатрова, А.Н. Мишарина. В труппу вошли И.М. Смоктуновский, А.А. Калягин, Т.В. Доронина, А.А. Попов, А.В. Мягков, Т.Е. Лаврова, Е.А. Евстигнеев, Е.С. Васильева, О.П. Табаков; в спектаклях работали художники Д.Л. Боровский, В.Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами — А.В. Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л.А. Додиным («Кроткая» по Ф.М. Достоевскому, 1985), М.Г. Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К.М. Гинкасом («Тамада» А.М. Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было. Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А.П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).С 1923 существует музей МХАТа. Основу его собрания составил фонд документов по истории театра вместе с личными фондами Станиславского, Немировича-Данченко и других крупных деятелей МХАТа. Вначале располагался в здании театра, с 1939 — в Камергерском переулке (д. 3а; здание — 1914, архитектор Ф.О. Шехтель). До 1969 музей подчинялся дирекции театра. В 1923—52 музей возглавлял Н.Д. Телешов, в 1952—68 — Ф.Н. Михальский (прототип администратора Фили из «Театрального романа» М.А. Булгакова). К 1969 музей перерос ведомственные рамки, был выведен из подчинения дирекции театра и стал музеем союзного подчинения. В музее помимо исторических документов находятся произведения театрально-декорационного искусства, мемориальные предметы, связанные с историей и современной творческой деятельностью МХАТа. В структуре музея: отдел рукописных фондов и книжных коллекций, отдел изобразительных фондов и мемориально-исторических коллекций, отдел экскурсионно-лекционной работы; филиалы — Дом-музей Станиславского (Леонтьевский переулок, 6) и Музей-квартира Немировича-Данченко (Глинищевский переулок, 5/7). При музее действует библиотека (около 13 тыс. единиц хранения).С 1943 работает Школа-студия имени Вл.И. Немировича-Данченко.Литература: Эфрос Н.Е., Московский Художественный театр. 1898—1923, М.-П., 1924; Михальский Ф., Музей МХАТа, М., 1958; Марков П.А., В Художественном театре, М., 1976.Н.Н. Суслович.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.