крепостные театры


крепостные театры
вид частного театра, труппа которого создавалась помещиками из крепостных крестьян. Крепостной театр получил распространение в XVIII в. и просуществовал вплоть до отмены крепостного права (1861). Несмотря на многие трагические страницы (насилие над личностью, барские прихоти, гаремность, произвол), крепостной театр сыграл важную роль в становлении и развитии русской театральной культуры. В театрах крупных помещиков будущих артистов обучали не только декламации, музыке, пению и танцам, но и грамоте, иностранным языкам. Крепостные театры создавались в городских и загородных усадьбах (в 1780—90-х гг. в Москве и Подмосковье существовало свыше 20 домашних театров); в XVIII — первой половине XIX вв. насчитывалось свыше 170 крепостных театров, из них в Москве — 53. Здесь действовали театры С.С. Апраксина, Г.И. Бабакова, Н.А. и В.А. Всеволожских, П.М. Волконского, Л.К. Нарышкина, Н.И. Одоевского, Д.Е. и А.Е. Столыпиных, А.И. Давыдова, Н.Н. Демидова, И.А. Дурасова, И.К. Замятина, В.Г. Орлова, С.М. Ржевского, А.С. Степанова, П.А. Познякова, Д.И. и Н.Н. Трубецких, Н.Г. и Б.Г. Шаховских и др. Столичные и усадебные театры нередко носили почти профессиональный характер. Они располагали специальными зданиями с хорошо оборудованной сценой, богатым реквизитом, квалифицированным штатом крепостных актёров драмы, оперы и балета.
Одним из первых и самым известным крепостным театром был театр графов Шереметевых. С конца 1770-х гг. он находился в Москве на Никольской улице, затем в подмосковной усадьбе П.Б. Шереметева в Кускове. Здесь были сооружены три театра — «воздушный» (на открытом воздухе), Малый и Большой. Особого расцвета этот театр достиг, когда его владельцем стал сын П.Б. Шереметева — Н.П. Шереметев. Большой любитель и знаток театрального искусства, он организовал обучение крепостных сценическому искусству, пригласив для этого видных московских актёров: П.А. Плавильщикова, Я.Е. Шушерина, С.Н. Сандунова, И.Ф. Лапина. В начале 1790-х гг. Шереметев перевёл свой театр из Кускова в Останкино, где был отстроен новый театр-дворец. Главная достопримечательность Останкинского театра — сохранившееся доныне двухэтажное машинное отделение, с помощью которого производились сложные сценические иллюзии, а также превращение самого театра в «воксал» (зал для балов и банкетов). Руководил труппой, надзирал за обучением крепостных, занимался переводами-переделками пьес «библиотекарь его сиятельства» В.Г. Вороблевский, получивший образование в Славяно-греко-латинской академии и побывавший вместе с графом за границей. В репертуар театра входило свыше 100 произведений; основная часть их составляли комические оперы, а также комедии, драмы, оперы и балеты. Среди них произведения К.В. Глюка («Эхо и Нарцисс»), А. Гретри («Самнитские браки»), Дж. Паизиелло («Инфанта Заморы»), а также русских композиторов Е.И. Фомина («Анюта», «Новогородский богатырь Болеславович»), М.А. Матинского («Санкт-Петербургский гостиный двор»), В.А. Пашкевича («Февей»), О.А. Козловского («Взятие Измаила») и др. Ставились также комедии А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, Н.П. Николаева. Декорации писали выдающиеся декораторы П. Гонзаго, Ф. Гильфердинг, а также талантливые крепостные живописцы. В труппу театра и его оркестр входило более 200 человек. Имена многих крепостных Шереметевых вошли в историю русского искусства. Среди них композиторы и музыканты С.А. Дегтярёв, Г.Я. Ломакин, инструментальный мастер («русский Страдивари») И.А. Батов, актрисы Т.В. Гранатова, П.И. Жемчугова (ставшая впоследствии женой Н.П. Шереметева).
К числу выдающихся крепостных театров принадлежали также театр князя Н.Б. Юсупова в подмосковной усадьбе Архангельское, театр П.А. Познякова (в Леонтьевском переулке). В театре Познякова ставились пышно обставленные комические оперы (декорации писал итальянский живописец Скотти). Актёров обучали С.Н. и Е.С. Сандуновы. Одной из лучших актрис театра была Любочинская.
Из крепостных актёров вышли многие прославленные мастера русской сцены. Среди них реформатор русской сцены М.С. Щепкин.
Литература: Евреинов Н.Н., Крепостные актеры, Л., 1925; Кашин Н.П., Театр Н.Б. Юсупова, М., 1927; Дынник Т., Крепостной театр, М.-Л., 1933; Елизарова Н.А., Театры Шереметевых, М., 1944; Старикова Л.М., Театральная жизнь старинной Москвы, М., 1988.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.

Смотреть что такое "крепостные театры" в других словарях:

  • Театры Москвы — Эта страница информационный список. См. также: История театра в России и Императорские театры Российской империи Театры Москвы  театры различных жанров и направлений на т …   Википедия

  • крепостной театр — в России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в конце XVII в., получили распространение в конце XVIII  начале XIX вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Имена многих крепостных… …   Энциклопедический словарь

  • История театра в России — К. С. Петров Водкин. Театр. Фарс Содержание …   Википедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • КРЕПОСТНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — появилась в России во 2 й пол. 18 в. из среды крепостного крестьянства, гл. обр. дворовых. Использовалась для удовлетворения хоз., адм. и культурных потребностей помещичьих х в. К. и. вместе с тем внесла большой вклад в развитие демократич.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (Драматический театр) — XV. Драматический театр = Возникновение элементов театрального искусства связало с трудовыми процессами и культовыми обрядами. Например, в народных играх появились драматическое действие, диалог (лЛенок», лА мы просо сеяли...», лИгумен»). Первыми …   Большая советская энциклопедия

  • Белорусская Советская Социалистическая Республика — (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa)         Белоруссия (Беларусь).          I. Общие сведения          БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Граничит на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Крепостной театр — Крепостной театр  в Российской империи до 1861 г. (отмены крепостного права) частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности. Выступала такая труппа где, сколько и как указывал хозяин,… …   Википедия

  • театр — Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в в («Пещное действо», «Омовение ног»), на («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.