колокола


колокола

колокола́ Первые сведения о московских колоколах относятся к 1338, когда московский князь Иван Калита в знак зависимости Тверского княжества от Москвы привёз с собой знаменитый колокол из тверского Спасского собора. Первые летописные сведения об отливке колоколов в Москве относятся к 1346: «Того же лета на Москве князь великий Симеон Иванович и с братиею своею Иваном Ивановичем и Андреем Ивановичем слиаша три колокола больших, а два меньших и лил их мастер Борис Римлянин». После 1346 московское летописание свидетельствует лишь о привозе в Москву «пленных» колоколов из покорённых городов и княжеств — Городца, Твери, Пскова, Смоленска и др. В 1478 великий князь московский Иван III взял из Новгорода вечевой колокол. В столкновении с Ливонским орденом в 1480 русские взяли в Феллине и Тарвасте в числе другой военной добычи множество колоколов; таким образом во многих московских церквах оказались колокола иностранного производства. В 1474 послом Семёном Толбузиным из Италии в Москве был привезён Аристотель Фиораванти — не только архитектор, но и литейщик; в 1490 из Италии прибыл пушечный мастер Яков, в 1494 — Пётр-пушечник, в ноябре 1504 послы вновь привезли пушечных мастеров. В 1479 Фиораванти построил «Пушечную избу» — первый пушечно-литейный завод; он находился «у трёх мостов из Фроловских (ныне — Спасских) ворот в Китай-город» и сгорел в 1489. Позже был построен новый завод на р. Неглинной (ныне Пушечная улица), где под названием «Пушечный двор» просуществовал несколько столетий.

В XVI в. в Москве литейное искусство процветало. В 1503 Иван III повелел Петру Фрязину — мастеру, выписанному Аристотелем Фиораванти из Милана в 1494, — отлить огромный для своего времени колокол, который весил около 400 пудов.

Тем не менее Иван IV Грозный, как и его предшественники, продолжал свозить колокола в Москву из покорённых городов. Так, в Чудовом монастыре Кремля оказались колокола, вылитые в Пскове литейщиками Матвеем и Кузьмой Михайловыми.

Колокола, отлитые в Москве повелением Ивана IV Грозного, до начала XX в. сохранялись в Вознесенском монастыре в Кремле и в Новодевичьем монастыре. При его сыне, Фёдоре Ивановиче, на Пушечном дворе работали исключительно русские мастера под руководством А. Чохова. В правление царя Бориса Годунова был отлит благовестник в 2450 пудов для Успенского собора Московского Кремля. Этот крупнейший для своего времени колокол вызывал восхищение у современников (перелитый из прежнего Большого благовестника с прибавлением в весе так называемый Годуновский колокол затем трижды переливался и дошёл до наших дней под именем «Большого Успенского»); из документов Пушкарского приказа следует, что лил его Чохов с учениками.

Колокола создавались не только на пожертвования царей или богатых людей, но и на средства прихожан — такие колокола назывались обыкновенно «мирскими» (то есть созданные миром, или группой прихожан, — «доброхотными дателями»).

С восшествием на престол Михаила Фёдоровича Романова (1613) деятельность Пушечного двора переключается на массовое литьё колоколов для московских церквей, монастырей и соборов. Среди многочисленных учеников Чохова — мастера Кондратий Михайлов, Онисим Радишевский, Григорий Наумов, Алексей Никифоров, Алексей Якимов, Кирилл Самойлов, Игнатий Максимов. Начиная с 1616 они отливают колокола для многих монастырей и церквей Москвы, несколько колоколов для колокольни «Иван Великий». Выдающимся памятником колокололитейного искусства того времени считается дошедший до нашего времени колокол «Реут», отлитый в 1622 Чоховым для Успенской звонницы. После смерти Чохова ведущее место на Пушечном дворе занял нюрнбергский мастер Ганс Фальк. В 1641 он отлил для «Ивана Великого» «воскресный» колокол в 827 пудов; после переливки (1652) в народе его называли «патриаршим», а в документах — «вседневным» (уничтожен в 1930-х гг.).

В XVII в. были созданы редкостные по величине и красоте звучания колокола. В 1652 Емельян Данилов вылил для Кремля «будничный» колокол в 998 пудов. Именной колокол царя Алексея Михайловича, отлитый в 1654 тем же мастером, весил 800 пудов, но звучал он лишь несколько месяцев и разбился от неловкого удара. Его переливка была произведена в 1655 А. Григорьевым. В 1680—90-х гг. ведущее место на московском Пушечном дворе занимал Михаил Ладыгин; сохранились колокола, отлитые им в 1687 для Новодевичьего монастыря и в 1689 для церкви Сергия в Старых Серебряниках.

В начале XVIII в. вследствие переноса столицы в Петербург деятельность Пушечного двора пошла на спад, колокольное дело постепенно перешло в частные руки. Самым крупным частным колокольным заводом конца XVII — первой половины XVIII вв. был завод Моториных, основанный в 1686; вершиной творчества Моториных стал Царь-колокол. В феврале 1701 был получен указ об использовании колокольного завода Моторина для отливки пушек, и уже через год новое производство было полностью освоено. В середине XVIII в. решено было перевести колокольные и пушечные заводы за город — за Сухаревскую башню. Среди возникших колокольных заводов были как относительно небольшие частные предприятия, отливавшие колокола главным образом для Москвы, так и крупные заводы, выполняющие, как правило, государственные заказы. Этим заводам пришлось восполнять огромные потери, нанесённые московским колоколам в первой половине XVIII в.: четверть их была переплавлена на орудия, более 600 колоколов (общим весом 1603 пуда) отдано Пушечным двором для отливки Царя-колокола. Многие колокола погибли в результате пожара в 1737.

Из колоколов второй половины XVIII в. до наших дней в целости дошло пять, вылитых московским купцом С.Г. Можжухиным: два из них — на колокольне «Иван Великий», по одному — в Покровском соборе что на Рву, на Спасской башне Кремля и в церкви Ризоположения на Донской улице. В середине XVIII в. купец К.М. Слизов основал свой завод за Земляным городом в приходе церкви Спаса Преображения что в Спасской. Помимо колоколов относительно небольшого размера Слизов пополнял колокольные наборы московских церквей благовестниками, превосходящими по весу своих предшественников. Расцвет творчества мастера приходится на 1740—50-е гг.; последний из его известных московских колоколов был отлит в 1763. Самой знаменитой работой Слизова стала переливка в 1761 Большого Успенского колокола — в те годы первого по величине звучащего московского колокола весом 3233 пуда (при взрыве в 1812 колокол погиб).

Позднее все большие колокола приходов и монастырей Москвы отливались на колокололитейном заводе П.Н. Финляндского, основанном в 1774. В 1819 здесь был отлит колокол для Успенского собора Кремля в 4000 пудов (взамен отлитого Слизовым); переливкой руководил девяностолетний мастер Яков Завьялов, который был работником у Слизова при литье прежнего колокола. Завод Финляндского выполнял заказы императорской семьи, частных лиц, церквей и монастырей; одним из почётнейших заказов была отливка (1877—78) 14 колокола общим весом 4008 пудов 39 фунтов для храма Христа Спасителя.

Самым крупным колокололитейным заводом России стал московский завод А.Д. Самгина (потомственного почётного гражданина Москвы), основанный в 1783. Изделий этих заводов сохранилось мало, почти все они погибли во время кампании по уничтожению колоколов в 1920—30-х гг.

В 1990-х гг. в Москве началось возрождение колокололитейного производства. Отливкой новых колоколов занимается ряд организаций, среди которых ведущими являются АМО ЗИЛ и «Мастерская К. Чернова».

Литература: Забелин И.Е., О металлическом производстве в России до XVII столетия, СПб., 1853; Пыляев М.И., Исторические колокола, «Исторический вестник», 1890, № 10; Колокольно-литейный завод потомственного почетного гражданина А.Д. Самгина, М., 1896; Мартынов А., Московские колокола, «Русский архив», 1896, № 1—3; Духин И.А., Завод отливает колокола..., «Московский журнал», 1991, № 8; его же, Когда били колокола, там же, 1995, № 10; Знаменитые колокола России, М., 1994.

А.Ф. Бондаренко.


Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.

Смотреть что такое "колокола" в других словарях:

  • колокола — (нем. Glocken, итал. campane), ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Набор специальных труб цилиндров, свободно подвешенных в раме. Применяются в оркестре для имитации колокольного звона. * * * КОЛОКОЛА КОЛОКОЛА (нем. Glocken, итал.… …   Энциклопедический словарь

  • колокола — КОЛОКОЛА, ов, мн. Мошонка. колокола заморозил. колокола отколоколили у кого о старом мужчине или импотенте …   Словарь русского арго

  • Колокола — Колокола. КОЛОКОЛА, ударный самозвучащий музыкальный инструмент симфонического оркестра: набор специальных труб цилиндров хроматического строя, свободно подвешенных в раме. Применяется для имитации колокольного звона.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОЛОКОЛА — КОЛОКОЛА, ударный самозвучащий музыкальный инструмент симфонического оркестра: набор специальных труб цилиндров хроматического строя, свободно подвешенных в раме. Применяется для имитации колокольного звона …   Современная энциклопедия

  • КОЛОКОЛА — (нем. Glocken итал. campane), ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Набор специальных труб цилиндров, свободно подвешенных в раме. Применяются в оркестре для имитации колокольного звона …   Большой Энциклопедический словарь

  • Колокола — мн. Оркестровый ударный музыкальный инструмент, представляющий собою набор металлических трубок, подвешенных к металлической или деревянной раме. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Колокола — Устройство типичного колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. заплечики Колокол металлический инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы),… …   Википедия

  • КОЛОКОЛА — необходимая принадлежность русского православного храма. В чине благословения колоколов сказано: «яко да вси слышащие звенение его, или во дни или нощи, возбудятся к славословию имени Святаго Твоего». Колокольный церковный звон употребляется для… …   Русская история

  • КОЛОКОЛА — Заканчивается опера Глинки «Иван Сусанин». Народ, собравшийся на Красной площади, празднует победу над поляками. Знаменитый хор «Славься» звучит торжественно и мощно, а в самом конце к нему присоединяется колокольный звон. Гремит, переливается он …   Музыкальный словарь

  • КОЛОКОЛА —     Услышанный во сне колокольный звон предвещает хорошие новости о печальных событиях, например, о чудесном выздоровлении тяжелобольного человека.     Колокола, звонящие к заутрене, предвещают ссоры и скандалы, зачинщиком которых будете не вы.… …   Сонник Мельникова

Книги

  • Колокола, Иван Евдокимов. Прижизненное издание. Москва, 1927 год. Издательство "Земля и фабрика" . Издательский переплет, под которым сохранена оригинальная обложка. Цветной круговой обрез. Сохранность хорошая. Роман… Подробнее  Купить за 3990 руб
  • Колокола, Харвелл Ричард. Потрясающе талантливый, удивительно глубокий роман, который оставит неизгладимый след в душе! Ричард Харвелл уловил и облек в слова физическое наслаждение, которое мы получаем от музыки.… Подробнее  Купить за 545 руб
  • Колокола, Харвелл Ричард. Потрясающе талантливый, удивительно глубокий роман, который оставит неизгладимый след в душе! Ричард Харвелл уловил и облек в слова физическое наслаждение, которое мы получаем от музыки.… Подробнее  Купить за 505 руб
Другие книги по запросу «колокола» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.