Эйсангелия


Эйсангелия
   • Εισαγγελία,
         (исангелия) особый род обвинения у афинян, употреблявшийся при чрезвычайных, особенно тяжких или опасных для всех преступлениях. Оно отличалось от остальных γραφαί самою формою жалобы, которая, впрочем, нам неизвестна, далее особым способом внесения ее и отсутствием риска для обвинителя, который не должен был, как в частных процессах (δίκαι), ни платить παράστασις, ни вносить πρυτανει̃α и не был, как в публичных тяжбах (γραφαί), оштрафовываем на 100 драхм, если не получал пятой части голосов. Лишь в 330 г. приблизительно, когда вследствие своей безопасности эти обвинения стали повторяться слишком часто, при обвинениях 3 рода (см. ниже) в упомянутом случае взыскивался с обвинителя штраф в 100 драхм. Оба другие рода оставались без риска. Далее Э. отличалась от остальных обвинений немедленными последствиями для обвиненного и отчасти как выше сказано, особым характером преступлений. Встречаются три отдельные случая Э.,
       1. против диететов (см. Διαιτητης, Диэтет),
       2. εισαγγελία κακώσεως, которая принадлежала к суду архонта (против тех, которые истязали или обманывали родителей, супруг, насилующих дочерей (επίκληρος) и несовершеннолетних) и
       3. производившаяся в суде перед советом 500 или - перед народом εισαγγελία. Это было чрезвычайное, отступавшее от обыкновенного судебного хода производство, практиковавшееся при чрезвычайных преступлениях, т. е. когда обвинитель мог доказать, что данное преступление приносит ущерб или непосредственно или косвенно интересам государства.
         Гинерид в своей речи за Евксениппа разбирает νόμος εισαγγελτικός и перечисляет те случаи, в коих применялась εισαγγελία. Но его перечисление не полно, т. к. мы находим эту форму жалобы и в таких случаях, о которых он не упоминает. При нашем неполном знании можно только сказать, что Э. не ограничивалась случаями, перечисленными у Гинерида; всех случаев ее применения мы не знаем. Во многих случаях зависело, вероятно, от обвинителя, хочет ли он для преследования какого-нибудь преступления воспользоваться Э. или другим способом обвинения. Производство дела при Э. было определено особым законом (νόμος εισαγγελτικός). Что касается до внесенной в совет Э., то предварительно пританам вручался обвинительный лист (εισαγγελία). Если они или совет принимали его, то обвиненный брался под стражу, исключая те случаи, когда он представлял трех поручителей; но этого права лишались обвиняемые в προδοσία или κατάλυσις του̃ δήμου. При следовавшем далее в совете производстве подвергалась голосованию прежде всего виновность или невиновность обвиняемого. Если голосование было против обвиняемого, то совет или определял в пределах своих прав наказание (штраф до 500 драхм), или же, если это наказание казалось недостаточным, передавал дело фесмофетам для разбирательства посредством суда гелиастов. Дальнейший ход дела соответствовал обыкновенному судопроизводству. Случалось также, что совет предоставлял народу решить относительно Э.; производство в этом случае было в существе дела тоже самое, как и при Э., внесенной непосредственно в народное собрание. Для внесения Э. было назначено первое очередное народное собрание всякой притании. После речей обвинителя и обвиняемого (также и другим, имевшим право говорить перед народом, было предоставлено говорить за или против обвинителя; кроме того, государственные прокуроры (συνήγοροι) обязаны были поддерживать обвинение) решали отклонить или принять Э.; в случае принятия ее, обвиняемый (с указанными выше льготами) был отдаваем под стражу, затем в одном из ближайших народных собраний решалось, хочет ли народ сам произнести приговор или передать дело через фесмофетов какому-нибудь суду. В первом случае, если не было определено наказание, голосовали относительно наказания, которому должен подвергнуться обвиняемый в случае вины, затем в одном из ближайших заседаний голосовалось по филам о виновности или невиновности обвиняемого, но так, что отдельные голоса были сосчитываемы вместе (так было при Э. против полководцев после битвы при Аргинусах). В случае передачи дела суду, если не было определенного наказания, наказание заранее определялось в народном собрании. Также и выбор обвинителей (προβαλέσθοα κατήγορον) при производстве в суде было делом народа. Приглашения явиться (πρόσκλησις) не было, т. к. с принятием Э. был соединен арест или же обвиняемым представлялись поручители (см. Iudicium, Судопроизводство, 3).

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Смотреть что такое "Эйсангелия" в других словарях:

  • СУДОПРОИЗВОДСТВО —    • Iudicium,          процесс.          a) Аттическое (ср. Meier Schömann, der attische Process, 1824, вновь изд. Липсиусом, 1883; E. Platner, Beiträge zur Kenntniss des attischen Rechts, 1820 и der Process und die Klagen bei den Attikern, 1824 …   Реальный словарь классических древностей

  • ПУБЛИЧНОЕ ХОДАТАЙСТВО —    • Προβολή,          форма жалобы, при которой жалобщик, прежде чем лично обратиться к подлежащему суду, старается достигнуть предрешения самодержавного народа. Тогда как при эйсангелии (см. Ει̉σαγγελία, Эйсангелия) народ мог сам, по своему… …   Реальный словарь классических древностей

  • ЭККЛЕСИЯ —    • Έκκλησία,          народное собрание, в греческих республиках настоящий центр верховной власти, в разных государствах состояло из различных элеметов и имело различные полномочия. Нам предстоит заняться преимущественно афинскою и спартанскою… …   Реальный словарь классических древностей

  • ИЗМЕНА —    • Προδοσία,          означает такое преступление, когда кто нибудь передает иноземному врагу государство или какую нибудь часть его, напр., укрепление, корабль и т. д. Но иногда словом προδοσία означается также преступление, состоящее в… …   Реальный словарь классических древностей

  • Kakosis —    • Κάκωσις,          означает в юридическом смысле:        1. дурное обращение детей с родителями как настоящими, так и усыновившими, оскорбление их словом или действием, отказ в средствах к существованию (от этой обязанности свободны были… …   Реальный словарь классических древностей

  • Катализ —    • Κατάλυσις του̃ δήμου,          так называлось в Афинах ниспровержение существующего строя государства в пользу какой нибудь другой формы правления. Даже покушение на это преступление, наравне с покушением на государственную измену (προδοσία) …   Реальный словарь классических древностей

  • Эпобелия —    • Έπωβελία,          денежная пеня, в размере 6 й части спорного предмета (по оболу с драхмы), которую должен был уплачивать в известных частных процессах истец ответчику, в виде возмещения убытков, в том случай, когда он, истец, не получал 5… …   Реальный словарь классических древностей


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.