- Федр
- I.• Phaidrus,Φαι̃δρoς,1. сын Пифокла (по словам Афенея, он не был учеником Сократа), называется любимцем Платона, хотя последний в речи, влагаемой им в уста Пифокла в Симпосии, отзывается о нем как о человеке изнеженном и жеманном, подражающем сицилийским риторам. Сочинения его неизвестны;2. глава эпикурейской школы в Афинах ок. 177 ол. Он находился в дружественных отношениях с Аттиком и Цицероном, который слушал его в Афинах и высоко ценил. Cic. ad. fam. 13, 1. Cic. de n. d. 1, 33. Cic. fin. 1, 5. 5, 1; ср. Cic. ad Att. 13, 39. Часть его сочинения περὶ θεω̃ν была найдена в геркуланских свертках (изд. Petersen, 1833); из этого отрывка видно, что это сочинение послужило главным источником для труда Цицерона «de natura deorum», особенно первой его части.II.• Phaedrus (но не Phaeder),римский баснописец. По его собственному показанию, родиной его была македонская область Пиерия. Во время своей молодости он, кажется, был рабом в фамилии Августа (Phaedri Augusti liberti fabulae), которым впоследствии был освобожден. Что молодость его относится именно к этому времени, это видно из следующих мест его басен: 3, 10, 8 и 39. Он постоянно оставался верен своим занятиям баснописца, несмотря на то что не мог приобрести расположения читателей, впрочем, по причинам нам неизвестным. Вероятно, в печальные времена Тиберия в его произведениях видели ясные намеки на высокопоставленных лиц, что, должно быть, побуждало всемогущего Сеяна к преследованию и наказанию поэта. С большой вероятностью можно догадываться о том, что постигали такого рода несчастья, ибо, между тем как обе первые книги написаны были при Тиберии (что не подлежит сомнению), остальные 3 хотя и были известны в отдельных кружках, но только гораздо позже получили всеобщую распространенность. Личной и писательской свободы Ф. добился снова только в царствование Клавдия. В дошедших до нас баснях он дает более чем простой перевод эзоповских басен, хотя он сам видит свою заслугу в изяществе разговорной формы, какую он придал своим басням. Последней заслуги не оспаривали у него даже новейшие знатоки искусства, как Лессинг и Фр. Якобе, хотя они справедливо осуждали в нем скудность творческой фантазии и выведение морали в предисловиях и заключениях басен. Объяснение сущности животного эпоса, данное нам знакомством с немецкой литературой, не должно служить масштабом при суждении как о Ф., так и вообще о классических баснописцах. Из древних о Ф. упоминают только Марциал и Авиан, но, несмотря на такие достоверные свидетельства, подлинность его басен была заподозрена, хотя несправедливо. Они были приписываемы архиепископу Николаю Перроти (15 в.), которому действительно, может быть, принадлежит 6-я книга, найденная в Парме в 1727 г. и состоящая из 32 басен. Издания: P. Burman (первое издание, 1727), R. Bentley (вновь изд. Pinzger, 1833), Schwabe (1799 слл. и 1806), Orelli (1831), Dressler (1838), L. Müller (1877); школьные издания Beck, Hoffman, Siebelis, Nauck, Raschig (3-е изд., R. Richter, 1871) и др.; издания с одним текстом: Dressler (1866), Eyssenhardt (1867), L. Müller (1868).
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.