Право убежища


Право убежища
   • Asўlum.
         Во времена господства полнейшего произвола слабые, спасаясь от несправедливого преследования, могли находить защиту только у богов и в их храмах, перед которыми даже самый жестокий и сильный чувствовал своего рода страх. Позже, когда развились благоустроенные государства, древнее право богов защищать преследуемых осталось неприкосновенным, и даже виновных на священном месте нельзя было ни схватывать, ни убивать. Местами убежища первоначально служили священные рощи и участки, впоследствии также храмы с прилегавшей к ним священной землей. Нарушавших святость таких мест постигала кара богов и государства, и общественная совесть требовала удовлетворения за осквернение святыни. Thuc. 1, 126 слл. Древнейшим местом убежища считалось убежище Гераклидов в Афинах; впоследствии, когда ius asyli (ασυλία) составляло более или менее преимущество каждого храма, неограниченным правом неприкосновенности пользовались там 7 жертвенников различных божеств. В остальной Греции часто упоминается о бесчисленном множестве таких убежищ, напр. о храме Афины Халкиойкской в Спарте (Nep. Paus. 4 сл.), о храме Аполлона в беотийском городе Делии. Liv. 35, 51. На римской почве этот обычай привился менее, хотя предание говорит об убежище, устроенном уже Ромулом для увеличения населения только что построенного Рима. Liv. 1, 8. Verg. Aen. 8, 342 слл. Это была дубовая роща на Капитолийской горе в долине между кремлем (агх) и Капитолием. Но значение ее скоро утратилось, так как, по Dio Cass. 47, 19, это священное место мало-помалу было так обстроено, что никто не мог проникнуть туда. Хотя Дион считает это убежище единственным в Риме, но, по Dion. Hal. 4, 36, существовало еще убежище Дианы на Авентинской горе. Однако, при практическом взгляде римлян на государство, этот обычай никогда не достигал того важного значения, какое постоянно сохранял в Греции. Впоследствии, когда Греция была подчинена римской власти, римляне предоставляли грекам полную свободу в этом отношении, и многие храмы получали от римских полководцев подтверждение своего права убежища; во времена же единовластия, в особенности когда места убежища присвоили себе право защищать даже явных преступников и укрывать их от законного суда, не могло не произойти столкновения между ними и государством. Однако восточные народы до того еще глубоко были проникнуты верой в защитительную силу своих храмов, что римским властям отдельных городов не всегда удавалось брать верх над общественным мнением. Tac. ann. 3, 60. Поэтому император Тиберий в 22 г. до Р. X. издал указ, чтобы все города, претендующие на право убежища и желающие сохранить его, представили доказательства на это право римскому сенату. Многие города тотчас же отказались от него, остальные через уполномоченных старались перед сенатом защитить свои права (Tac. ann. 4, 61-63). Тогда права убежищ решением сената были точнее определены и сильно ограничены; прибавлено было постановление, чтобы каждое признанное место убежища выставляло и сохраняло правила об этих ограничениях, вырезанные на меди, во избежание злоупотреблений в будущем. Но и это не устранило столкновений; поэтому Тиберий вскоре потом совершенно уничтожил права убежищ в первоначальном их значении. Suet. Tib. 37. Вообще, при строго монархическом правлении, основанном Тиберием, они уже не имели смысла. Но зато после возникновения единовластия в Риме эти права развились в другом направлении. Точно так же, как император был источником всякой власти, так и храмы умерших императоров, статуи и изображения правивших получили силу и назначение доставлять защиту преследуемым и обижаемым. Sen. de clem. 1, 18. Suet. Tib. 53. Первым таким убежищем сделан был освященный по распоряжению триумвиров храм убитого Цезаря. Dio Cass. 47, 19. ср. Suet. Oct. 17. Dio Cass. 51, 15. Но и этим благонамеренным и полезным учреждением вскоре стали злоупотреблять, и оно, вместо того чтобы доставлять невинным защиту, сделалось для злонамеренных побуждением к насилию. Примеры см. Tac. ann. 3, 36. Philosts, vit. Apollon. 1, 15. Устранить эти злоупотребления Тиберий не соглашался, несмотря на многочисленные жалобы вследствие лежавшей в основании идеи о всемогуществе императоров, и лишь в отдельных случаях приказывал наказывать виновных. Лишь Антонин Пий запретил злоупотреблять изображениями императоров во вред другому лицу. Право убежища от языческих храмов перешло впоследствии к христианским церквам.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Смотреть что такое "Право убежища" в других словарях:

  • ПРАВО УБЕЖИЩА — институт современного международного и внутригосударственного права. В международном праве П.у. регулируется в основном международно правовыми обычаями; а тж. Декларацией о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря… …   Юридическая энциклопедия

  • ПРАВО УБЕЖИЩА — см. Право политического убежища …   Юридический словарь

  • Право убежища —   право государства предоставить возможность въезда и проживания на своей территории иностранцу или лицу без гражданства, подвергающемуся у себя на родине или в другой стране преследованию за убеждения или политическую деятельность.   Убежище… …   Контрразведывательный словарь

  • ПРАВО УБЕЖИЩА — ПРАВО УБЕЖИЩА, предоставление государством права въезда и проживания на его территории лицам, преследуемым на их родине (по политическим или другим мотивам). Лицам, обвиняемым в уголовных преступлениях или в совершении международных преступлений …   Современная энциклопедия

  • ПРАВО УБЕЖИЩА — предоставление государством права въезда и проживания на его территории иностранцам, преследуемым на родине или в других странах за их политическую или научную деятельность. Не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении международных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Право убежища — УБЕЖИЩЕ, а, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПРАВО УБЕЖИЩА — англ. law, refuge; нем. Zufluchtrecht. Предоставление государством права безопасного проживания на своей территории иммигранту, т. е. иностранцу или лицу без гражданства, преследуемому властями др. страны за полит., научную и др. деятельность.… …   Энциклопедия социологии

  • Право убежища — предоставление государством права въезда и проживания на его территории иностранцам, преследуемым на родине или в других странах за их политическую или научную деятельность. Не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении международных… …   Политология. Словарь.

  • Право убежища — см. Временное убежище; Политическое убежище …   Энциклопедия права

  • Право убежища — ПРАВО УБЕЖИЩА, предоставление государством права въезда и проживания на его территории лицам, преследуемым на их родине (по политическим или другим мотивам). Лицам, обвиняемым в уголовных преступлениях или в совершении международных преступлений …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • право убежища — предоставление государством права въезда и проживания на его территории иностранцам, преследуемым на родине или в других странах за их политическую или научную деятельность. Не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении международных… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Право убежища» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.