- АГАМЕМНОН
- • Agamemnon,Άγαμέμνων, у Гомера сын Атрея (Άτρεΐδης), царь микенский, брат Менелая; у других А. и Менелай называются иногда сыновьями Плейсфена, сына или отца Атреева (Apoll. 3, 2, 1. 2); мать их называлась Άερόπη; она сперва, говорят, была замужем за Плейсфеном, а затем, по его смерти, вышла за Атрея. Атрей велел ее бросить в море за ее связь с Фиестом. Когда Эгисф убил Атрея (см. Atreus, Атрей.) и вместе с Фиестом, своим отцом, захватил власть в Микенах, А. и Менелай бежали в Спарту к Тиндарею и женились там на его дочерях, А. на Клитемнестре, а Менелай на Елене. Затем они изгоняют Фиеста и Эгисфа из отцовского царства, и А. делается царем Микен (Эсхил называл резиденцией А. Аргос), а Менелай наследует Тиндарею в Спарте. А. увеличивает еще свои владения завоеваниями и делается могущественнейшим из царей в Греции (подвластные ему города Il. 2, 569). Поэтому когда братья Атриды созвали греческих царей в поход на Трою, чтоб отомстить Парису за похищение Елены, то А. был избран предводителем всего войска. Он один привел 100 кораблей в гавань Авлиды. О принесении им в жертву своей дочери см. Iphigenia. Под Троей он один из храбрейших героев, величественный, царственный муж (Il. 1, 91. 2, 447. 3, 166), но сознание своей силы делает его высокомерным, и в гневе он иногда увлекается до несправедливости. Так он оскорбляет жреца Хриса и Ахилла (Il. 1, см. Troianum bellum), чем навлекает тяжкие беды на свое войско. По взятии Трои он вместе с пророчицей Кассандрой, дочерью Приама, доставшейся ему в добычу, возвращается домой. Здесь Эгисф, в отсутствие А. соблазнивший Клитемнестру, приглашает его к себе и во время пира убивает; соучастница Эгисфа Клитемнестра убивает Кассандру (Ноm. Od. 3, 256. 4, 512. 11, 405). В трагических обработках этой саги Клитемнестра представляется более виновной, чем Эгисф, и они убивают А. не на пиру, а в ванне, причем Клитемнестра лишает несчастного всякой возможности защищаться, набросив на него сетчатое покрывало (Aesch. Agam. 1389 слл.). Дети А. и Клитемнестры (по Il. 9, 142): Ифианасса, Хрисофемида, Лаодика (у трагиков Электра) и Орест, который впоследствии мстит Клитемнестре и Эгисфу за смерть отца. Киклики и трагики присоединяют к названным еще Ифигению (вероятно=Ифианасса). А. был почитаем как герой; ему были поставлены идолы в Амиклах, Олимпии и других местах. Некоторые называют А. царем лакедемонским и Амиклы его резиденцией. Он часто изображается в произведениях пластического искусства, заимствующих сюжеты из троянского круга сказаний.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.