- ЛАОКООН
- • Laocoon,Λαοκόων, сын Антенора или Акоета, жрец Аполлона в Трое, один из героев послегомеровских сказаний. По эпосу Арктина Ίλίον πέρσις (краткое изложение коего помещено в хрестоматии Прокла) выходит, что в то время, когда греки, оставив деревянного коня, ушли от Трои и троянцы праздновали жертвоприношениями и пирами освобождение свое от бедствий войны, Л. (или, правильнее, Лаокоонт) был вместе с одним из сыновей своих удушен двумя внезапно появившимися змеями, потому что он раньше еще оскорбил Аполлона и затем при жертвоприношении Посейдону действовал в качестве жреца. Это знамение побудило Энея оставить Трою и удалиться на Иду. У Софокла, написавшего также трагедию «Лаокоон» (ныне утраченную), он называется братом Анхиса и умерщвляется змеями вместе с обоими своими сыновьями во время жертвоприношения Посейдону на морском берегу за то, что он, будучи жрецом Аполлона, женился против его воли. Вергилий (А. 2, 40 слл. 201 слл.) рассказывает об этом, несколько отступая от греческих источников. Оставляя в стороне всякое отношение этого сказания к Аполлону и Эпею, он представляет нам историю Л. в следующем виде: Л. более всех восстает против намерения троянцев ввести деревянного коня в город и посвятить его Афине и, чтобы испытать, не скрывается ли что-либо в нем, вонзает копье в его бок. Затем, когда он на морском берегу приносил в жертву быка Посейдону, подплывают из Тенедоса по морю две огромные змеи, душат его с обоими его сыновьями и скрываются в акрополе под статуей Афины. В этом чуде троянцы видят подтверждение слов Синона (см. Синон) о священном назначении коня служить очистительной жертвой за оскорбление греками святыни Афины и принимают решение ввести его в город, после чего скоро наступает гибель Трои. Смерть Л. и обоих сыновей его изображается в сохранившейся группе, найденной в 1506 г. в Риме и находящейся ныне в Бельведере Ватиканского дворца. Это знаменитое произведение изваяно родосцами Агесандром, Полидором и Афенодором (Plin. 36, 4. 11), время жизни которых неизвестно. Между тем как Винкельман и другие относят это произведение ко временам Александра Великого, а Тирш и другие — ко временам Римской империи, другие, как кажется, справедливо относят его ко времени процветания родосской школы в царствование диадохов (250-200 гг.). Вышеназванные родосские художники стараются блистать своею виртуозностью, доказать свои анатомические познания и вообще произвести эффект. Л. — «чудо искусства, свидетельствующее о тонком и благородном вкусе при решении столь трудной задачи и о глубоких познаниях при исполнении деталей, но вместе с тем — произведение, рассчитанное, очевидно, на эффект и сравнительно с произведениями прежнего времени отличающееся до некоторой степени театральным характером. В то же время в этом произведении пафос доведен до такой степени, до какой это было возможно по воззрениям античного мира и насколько это допускала техника ваятельного искусства» (О. Миллер). Группа сохранилась почти в целости. Дополнены только правая рука отца и младшего сына, а также правая рука старшего сына и, кроме того, некоторые части в змеях. Эти дополнения, однако, сделаны без строгого согласия с остальной группировкой и с положением тела; так, напр., необходимо, чтобы правая рука у Л. более наклонялась к левому плечу.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.