- КРОНОС
- • Κρόνος,Saturnus, сын Урана и Геи (Γαι̃α), младший из Титанов (Hesiod. theg. 137.), оскопивший и низвергший отца своего и вместе с прочими Титанами присвоивший себе господство над миром. Он сочетался с сестрою своею Реей, от которой родились Гестия, Деметра, Гера, Гадес, Посейдон и Зевс (Hesiod. theog. 452 слл.). Т. к., однако, Гея предсказала ему, что он будет низвергнут с престола одним из детей своих, то он поглощал их тотчас после рождения, за исключением Зевса (см. Ζεύς, Зевс, 5), которого спасла Рея. Зевс низверг своего отца и принудил его при помощи искусства Геи, или же богини Μη̃τις, изрыгнуть поглощенных им детей. К., низвергнутый вместе с Титанами (см. Titanes, Титаны) и лишенный господства, по одному преданию, заключен, как и остальные Титаны, в Тартар, по другому царствует после примирения с Зевсом на островах блаженных вместе с Радамантием. Hesiod. opp. et d. 169. Pind. ol. 2, 76. Кронос, кажется, первоначально был бог земледелия (κρόνος от κράνω, κραίνω, делать зрелым), которому поклонялись в некоторых местах Греции; поэтому отождествили его с италийским богом посевов Сатурном (Saturnus), и образовалось предание, будто он, после низвержения своего Зевсом, бежал в Италию и там получил власть от Яна (Ianus). Ov. fast. 1, 233. В его царствование был золотой век. Ov. fast. 1, 193. 293 слл. Ov. met. 1, 89 слл. Tibull. 1, 3, 35 слл. По имени Сатурна Италия названа Saturnia и италийцы — Saturnia gens. Ov. fast. 5, 625. 1, 237. С 17 декабря, после окончания жатвы, праздновались в честь его в Риме в продолжение 7 дней Saturnalia. В этом празднике старались как бы воскресить память о золотых днях его царствования: прекращали всякую работу и при кликах: Ιο Saturnalia, io bona Saturnalia, предавались необузданному веселью; пировали, играли, делали друг другу подарки, угощали рабов за своим столом в знак того, что в царствование Сатурна не было никакого различия между сословиями. Древний храм бога находился у подошвы Капитолия, в нем хранилась государственная казна. У греков были подобные же празднества в честь К., как и в Италии так называемая Κρόνια; впрочем, поклонение ему не было так распространено и не имело такого значения. В Афинах был посвящен ему храм у подошвы Акрополя, и праздник в честь его совершался 12 Гекатомбайона. В Олимпии на севере от священного округа 'Άλτις возвышался холм К., на котором ему приносили жертвы. На острове Крите его признавали за одно и то же божество с финикийским богом Молохом и приносили ему в жертву детей. К. представляли в образе старца, в платье, накинутом на затылок, с серпом в руке (falcifer, Ov. fast. 1, 234, senex, senior, там же 5, 34. 627). По сходству имени его с словом χρόνος некоторые принимали его за бога времени.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.