КЛЕРУХИИ


КЛЕРУХИИ
   • Κληρουχία,
         colonia,
    I. греческие колонии были основаны отчасти по причинам политическим, отчасти для коммерческих целей.
         a) По политическим причинам:
       1. когда побежденное племя оставляло свою родину, как это в больших размерах случилось после похода дорян и гераклидов; масса греческого населения отхлынула в Малую Азию и основала там вдоль берегов ряд эолийских, ионийских и дорийских колоний, которые на этом прибрежье победоносно защищали греческую культуру против варваров, шедших с Востока; из исторических времен могут служить примерами подобных колоний Мессена и Массалия;
       2. когда одна политическая партия должна была уступить место другой (Тарент и Сиракузы); или, наконец,
       3. когда слишком увеличивалось население (Регий).
         Более, однако, обыкновенной причиной выселения было расширение коммерческих связей. Для этой цели выбирались преимущественно прибрежные страны, в которых можно было устроить удобные гавани и открыть мореплавание. Это стремление повело к самым обширным поселениям в прибрежных странах азиатских, на берегах Понта и фракийского Босфора и на окраинах Италии, Сицилии и Галлии. В этом отношении колонии обнаружили еще большую деятельность, чем метрополии их в Элладе. Позже присоединилось к тому еще стремление приобрести сильные стратегические пункты, из которых можно было охранять торговые сообщения. Со времен Александра даже желание обеспечить инвалидов служило побуждением к основанию новых городов. Повод к отправлению в колонии и указание на выбор места давал обыкновенно дельфийский оракул (редко какой-нибудь другой). В руководители выселения, οικιστής или κτίστης, назначался обыкновенно человек, отличавшийся высокими качествами. Отправиться мог всякий, кто только заявлял об этом свое желание, даже иностранцы, впрочем, иногда при вызовах к выселению, которые делались посредством герольдов, определялся известный класс людей. Οικιστής должен был размерить и раздать занятую землю, положить основание городу, если такового раньше не было, и т. п. (Поселенцы, отправляемые в существующие уже города, назывались особенным именем εποικοι, см. Эпойки.) После смерти он пользовался почестями, какие оказывали героям. Метрополией (μητρόπολις) колонии было то государство, которое именно давало так называемого οικιστής и основную часть поселенцев. Обязанности колоний по отношению к метрополиям были лишь такие, какие налагало на них чувство постоянной родственной связи. Учредительная грамота содержала в себе первые определения как об этом, так и об устройстве колонии. Хотя следует полагать, что колонии сохраняли обычное устройство своих метрополий, однако в политическом отношении они были вполне независимы от них. Это было только исключением, когда они должны были платить подати метрополии или получали оттуда свои высшие должностные лица. Но главное божество и религиозные культы метрополии, равно как и священный огонь из ее пританея, переносились поселенцами в новую родину. Колонии отправляли также посольства (θεωρίαι) с дарами на главные праздники метрополии и чеканили монеты свои с ее гербом. Они представляли гражданам метрополии право почетного места (προεδρία) на общественных зрелищах и при новом выселении испрашивали иногда у нее так называемого οικιστής.
          b) От этих колоний отличаются:
       1. торговые фактории, устраивавшиеся обществами в чужих государствах, напр. в Египте (Hdt. 2, 178), и
       2. К., служившие, вероятно, образцом римских колоний.
         При учреждении последних действовало право победителя, состоявшее в том, чтобы занять землю побежденных и раздать ее победителям, в виде наследственных владений или участков (κλη̃ροι). В этом смысле могут быть как К. уже рассматриваемы доряне в Пелопоннесе и фессалийцы по отношению к иенестам. Впоследствии это отношение было особенно развито афинянами, начиная с 506 по 388 г. до Р. X., и служило вместе с разоружением союзников (σύμμαχοι) главнейшим средством к распространению афинского могущества. Древнейшим примером подобной колонизации служит Халкида, где гиппоботы были выгнаны из своих владений и земля их разделена была на 4 000 участков (κλη̃ροι) и роздана афинским гражданам (Hdt. 5, 77; позже, однако, отношения в Халкиде изменились). То же самое случилось впоследствии, по побуждению Кимона, на острове Скиросе, а при Перикле — на Лесбосе, в Херсонесе, на Андросе и др. После сражения при Эгоспотомах все К. были потеряны; вскоре, однако, учреждены были новые; в 380 г. опять все уничтожены, вследствие неудовольствия, какое они возбуждали. Однако уже в 356 г. опять встречаются подобные К., т. к. учреждение их было слишком удобным средством для демагогов приобрести себе расположение беднейших классов. Из добровольно являвшихся выбиралось, посредством жребия, определенное число К.; беднейшие снабжались оружием и путевыми деньгами. Они оставались афинскими гражданами и могли во всякое время явиться в Афины и там пользоваться всеми правами граждан; они могли даже иметь постоянное жительство в Афинах и свои участки отдавать в аренду первоначальным владельцам или вообще посторонним лицам. Но, конечно, поселенные К. образовали между собой отдельные общины, находившиеся в теснейшей зависимости от метрополии, которая часто в самой К. имела государственное имущество. Они были обязаны к военной службе и к другим повинностям в Афинах (халкидские К. снабдили экипажем 20 афинских кораблей у Артемисии и Саламина). Несмотря на то что они свободно выбирали себе начальство, они находились под контролем Афин; словом, они служили главным образом для расширения афинского могущества. Дань платили только немногие из них. Высший суд над ними принадлежал Афинам. ср.: Boeckh, Staatshaushaltung, I, стр. 555 слл.;
    II. римляне основывали колонии свои не так, как греки, в местах ненаселенных, но посылали их в города уже существовавшие, первоначально для того, чтобы они, в качестве гарнизона новопокоренного города, наблюдали за неприятелем и укрепляли за Римом новое приобретение, а также для того, чтобы они служили базисом для новых завоеваний, как, напр., Венузия. Рядом с этой военной целью выступила вскоре и другая цель, а именно пристроить этим способом, недовольных и бедных граждан и, таким образом, сохранить спокойствие в Риме. Наконец, со времен Суллы стали учреждать военные колонии, для того только, чтобы выслужившимся воинам дать постоянное местопребывание и прочные средства к жизни (что сопряжено было с величайшими насилиями и жестокостями по отношению к прежним обитателям). Это учреждение служило главным средством к тому, чтобы распространить во всех странах римскую национальность и утвердить победу за римским языком и господством. Колонии выводились с особенными церемониями, особенными, на этот случай назначенными лицами (Triumviri coloniae deducendae, также Septemviri, даже Vigintiviri) и получали устройство и магистратуру наподобие римских, см. Magistratus municipalis, Магистраты муниципальные. По правам своим, жители колонии были нескольких разрядов:
         a) coloniae civium Romanorum,
         b) coloniae Latinae, см. Latium, Лациум, 7. Последние совершенно оттеснили на задний план колонии граждан римских. Наконец, были еще
         c) coloniae juris Italici, т. е. колонии, находившиеся в провинциях и в виде исключения пользовавшиеся правом, какое имели колонии, находившиеся в Италии, относительно освобождения от податей и т. п., см. lus Italicum, Италийское право. И во времена Империи основывались также coloniae militares. Последней колонией этого рода была Верона, выведенная императором Галлиеном в 265 г. от Р. X.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Смотреть что такое "КЛЕРУХИИ" в других словарях:

  • КЛЕРУХИИ — (греч. kleruchiai) древнегреческие военно земледельческие поселения, основанные на территории подчиненных или союзных государств для военно политического контроля над ними, а также для наделения землей безземельных граждан …   Большой Энциклопедический словарь

  • Клерухии — Клерухия (греч. κληρουχία) владения граждан какого либо древнегреческого государства, располагавшиеся вне его пределов. Известны главным образом только клерухии афинян, но их имели и другие государства.[1] Для Афин клерухия была одним из средств… …   Википедия

  • КЛЕРУХИИ — (от греч. распределение наделов ), особый тип греческой колонии, обитатели которой (клерухи), в отличие от обычных колонистов, не утрачивали гражданства и не образовывали самостоятельной общины. Особенно активно выводили клерухии Афины в 5 в. до… …   Энциклопедия Кольера

  • клерухии — (греч. klēruchíai), древнегреческие военно земледельческие поселения, основанные на территориях подчинённых или союзных государств для военно политического контроля над ними, а также для наделения землёй безземельных граждан. * * * КЛЕРУХИИ… …   Энциклопедический словарь

  • Клерухии — (греч. kleruehíai, от kleros земельный надел и écho владею)         древнегреческие военно земледельческие поселения, выводимые на территорию подчинённых или союзных государств. Выводились с целью наделения землёй безземельных граждан и… …   Большая советская энциклопедия

  • КЛЕРУХИИ — (Klnroyxia, от klnros надел, доставшийся по жребию, и exo владею) 1) Др. греч. военно земледельч. поселения, выводимые на терр. подчиненных или союзных гос в. Особенно многочисленны афинские К. (первая осн. на о. Саламин ок.570 560 до н. э.).… …   Советская историческая энциклопедия

  • Клерухии —    см. Колонии античные.    (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3 е изд. Мн: Беларусь, 2001) …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Клерухии —          наделы, доставш. по жребию.        1. Др. греч. военно земледельч. поселения, выводимые на терр. подчинен, или союзных госуд. Особенно многочисл. афинские К. (первая осн. на о. Саламин ок. 570 560 до н.э.). Наибольшее число К. выводилось …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • КЛЕРУХИИ — (от греч. kleros жребий; участок) Древнегреческие военно земледельческие поселения, основанные на территории подчиненных или союзных государств для военно политического контроля над ними, а также для наделения землей безземельных граждан …   Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

  • Клерухия — (греч. κληρουχία) владения граждан какого либо древнегреческого государства, располагавшиеся вне его пределов. Известны главным образом только клерухии афинян, но их имели и другие государства.[1] Для Афин клерухия была одним из средств контроля… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.