- АРЕС, АРЕЙ
-
•'Άρης,
Mars, сын Зевса и Геры (Hesiod. theog. 922), у Гомера - яростный бог войны, для которого нет ничего приятнее сражения, губительной вражды и смертоубийства; он унаследовал сварливый и неуступчивый характер своей матери. Il. 5, 889. Ненасытный в бою и не различающий правых от виноватых, бросается он от одной воюющей стороны к другой (αλλοπρόσαλλος) в сопутствии своей сестры Эриды и сыновей Дейма и Фоба (страх и смятение). Он - ненавистнейший из богов даже для отца своего Зевса, и Афина, богиня правильного боя - непримиримая противница А., постоянно одерживающая над ним верх. Il. 5, 840 слл. 20, 69. 21, 391 слл. Гомеровским представлениям об этом боге следуют, вообще говоря, и греки последующих времен. Он по-прежнему понимается как бог-губитель, для которого обыкновенно все равно, за кого ни сражаться. Напротив, в позднейшем гомеровском гимне А., отождествляющем этого бога с планетой того же имени, А. называется защитой Олимпа, отцом доблестью добытой победы, пособником Фемиды; здесь он, следовательно, является борцом за высшие интересы. В древнейшее, гомеровское время А. был, может быть, хтоническим, стихийным божеством, способным причинять и благо, и гибель, и только впоследствии в представлениях об этом божестве получила преобладание губительная сторона его характера. Об этом хтоническом А., насылающем на грешных людей войну и мор, говорилось, кажется, особенно много в древних фиванских преданиях, и, может быть, именно древние, догомеровские творцы Фиваид, воспевавшие бедственные войны, ниспосланные на Фивы А., впервые выработали одностороннее представление об этом божестве как об истребительном боге войны. Сага о заключении А. в оковы Алоадами (см. Άλωάδαι) относится, надо полагать, к древнейшему, стихийному А. Арей, могучий бог войны, был и возлюбленным Афродиты, с ней прижил он Гармонию (Согласие), Эрота и Антерота, Дейма и Фоба. Культ А. был вообще мало распространен в Греции; редки были здесь и статуи этого бога, чаще они встречались у римлян. Вообще, его изображали в виде сильного юноши, с широкой грудью, сильными плечами и мрачными чертами лица, со шлемом на голове. С А. отождествлен был римский бог войны Марс (Mamers, Maors). Это было одно из важнейших божеств римской государственной религии, составлявшее, вместе с Юпитером и Квирином, триаду воинственных богов - хранителей государства, к которым взывали о победе в сражении. Как отец Ромула, Марс был отцом воинственного римского народа (Mars pater, Marspiter) и помог ему приобрести счастливыми войнами господство над миром. Полководец, отправляясь на войну, шел к храму Марса и, потрясая там священный щит и копье бога, говорил: "Бодрствуй, Марс!" Как бог войны, Марс имел прозвания Gradivus (выступающий на бой) и Quirinus (копьеносный). Так как конь - помощник человека на войне, то естественно, что Марс же был покровителем конских состязаний. Так, 27 февраля и в первые дни марта месяца совершались в честь его Equiria. Как греческий А. из божества, олицетворяющего собой известные силы природы, постепенно превратился в бога войны, так и у римлян представление о Марсе как боге войны возникло из другого, более широкого. Марс с древнейших времен был также богом, стоявшим в разнообразных отношениях к природе, охранявшим не только людей от всего вредоносного, но также и поля - от опустошения, стада - от чумы и волков. Этого-то покровителя полей призывали Арвальские братья в праздник богини Dea Dia и земледельцы во время своих Амбарвалий; напротив, в честь воинственного покровителя города совершалось 1 марта шествие Салиев в самом городе. Спутниками Марса были: супруга его Нериена (сила), Молы (боевые труды), Паллор и Павор (Δει̃μος и Φόβος). Марсу посвящены были волк и дятел.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.