ХРАМ


ХРАМ
   • Templum,
         называется всякое отрезанное, т. е. отделенное и очерченное место (одного корня с τέμνω, τέμενος), особенно же
         a) пространство, которое авгур своим посохом (lituus) обводит по небу и земле для того, чтобы в этом кругу наблюдать за полетом птиц; точно так же называется более узкое освященное место, в котором он садился для своих ауспиций или наблюдений. При сем он смотрел или на юг, так что по левую руку имел юго-восток, юго-запад же по правую, или же на восток, имея по правую руку юго-восток, северо-восток же по левую. Знамения с левой руки считались счастливыми, с правой — предвещали несчастье, ср. Nissen, das Templum (1869).
         b) Далее этим именем называется всякое место, посвященное богу и отделенное от остальной непосвященной земли, как-то: храмовый участок и наконец сам Χ., ναός, aedes.
         Первоначальная цель X. была служить защитой от непогоды для истукана или статуи бога. Можно принять за правило, что не было истукана без X. или какой-либо другой защиты, точно так же как не было X. без истукана. Впрочем, как истукан не считался самим богом, так точно и X. не считался постоянным местопребыванием бога, хотя и верили, что он любит и особенно посещает то место, где ему поклонялись и приносили жертву. У Гомера упоминается только раз об истукане (Il. 6, 92. 303), о X. же очень часто (Il. 2, 549, 6, 88. 9, 405, 5, 446. 1, 39. 8, 203. Ноm. Od. 8, 80). Из одного места «Одиссеи» (Ноm. Od. 6, 10) можно заключить, что в каждом городе был один или несколько X. Храмы этого древнего времени были, вероятно, весьма просты и необширны. Впоследствии, когда архитектура развилась и когда она обратилась преимущественно к сооружению X., подобно тому как пластика обратилась к изваянию статуй богов, X. строились не только просторнее и красивее, но и число их значительно увеличилось. Украшались они тем более, чем более в самой религии и культе развивалось стремление к чувственности и воплощению всего духовного в формы человеческие и осязаемые. Место, на котором строился X., выбиралось и освящалось торжественно (такое основание и освящение места под X. или X. называлось 'ίδρυσις, inauguratio, dedicatio, consecratio). Само здание, посвященное богу, не только отделялось от частной земли или частных домов особенным участком (напр., рощей) или же оградой ('έρκος, περίβολος), имевшей один только вход, но и отличалось от частных построек всей своей конструкцией и особенно своей простотой и плоской кровлей. Как жилище бога, X. первоначально состоял из одной только кельи или комнаты (cella), имевшей форму четырехугольника, в которой поставлена была статуя бога. Эту самую простую форму X. представляет нам X. на горе Оху в южной части Эвбеи (см. Ocha, 'Όχη, Оха). Дальнейшее развитие этой простой формы состояло в прибавлении к ней предхрамия. Т. к. эта часть была открыта для народа и должна была внушать благоговение вступающему во внутренность святыни, то и архитектура этой части должна была быть сложнее и позаботиться о внешней, поражающей глаза, орнаментике. Оттого этой пристройке дали вид открытой колоннады и присоединили к ней разнообразные украшения. Затем, придавая все большие размеры X., стали выводить подобную колоннаду с украшениями вокруг всей святыни или того здания, в котором находилась статуя бога. Таким образом создалась внешняя форма X. При устройстве колоннад руководились простыми и естественными соображениями, вытекающими из характера и назначения X.; точно так же ясно было определено отношение между архитектонической и пластической частями. Обе части служили дополнением друг друга. Архитектура является как бы остовом, или основой, для пластики, а пластика как бы венцом архитектуры. Архитектоническая часть состояла из ряда колонн, покоившихся на общем основании, состоявшем из нескольких ступеней, и затем из архитрава, т. е. балки, лежавшей на колоннах и своей формой указывавшей на плоское покрытие предхрамия и на связь его с собственно X. (cella, ναός). Над архитравом не тотчас шел карниз, а между ними оставалось пространство для пластической орнаментики. Это пространство со своими украшениями есть фриз и называлось у греков Ζωφόρος (собственно носитель изображений или фигур). Затем уже за фризом следовал карниз, главная часть которого, сильно выступающая плита, служила как бы завершением строения. Впрочем, на лицевой стороне X. и соответствующей ей задней стороне возвышался над карнизом фронтон, имевший форму плоского треугольника. Площадь этого треугольника содержала в себе самую главную скульптурную орнаментику, для которой служил как бы рамкой сильно выступающий карниз фронтона. Смотря по более простому или искусному применению этих архитектонических форм и X. были различных видов:
       1. X. in antis или ε̉ν παραστάσι с двумя колоннами, когда боковые стены его выступали за главный фасад или фронтон и оканчивались пилястрами (antae, παραστάδες), между которыми с лицевой стороны поставлены были две колонны, поддерживавшие архитрав, соединявший обе боковые стены или пилястры.
       2. Prostylos, X. с колоннадой впереди, которая шла во всю ширину фасада, так что крайние колонны стояли впереди ант (antae) или краеугольных пилястров боковых стен.
       3. Amphiprostylos, X. с колоннадой или простилем с обеих сторон, т. е. с передней или лицевой и задней.
       4. Peripteros, X. с колоннадой со всех сторон. Кроме того, нужно заметить, что сам X. или святилище, окруженное круговой колоннадой, могло быть построено по одному из трех вышеназванных видов, так что периптер мог иметь двойной ряд колонн с передней и задней стороны (когда, напр., X. был построен по второму виду, т. е. в форме амфипростиля).
       5. Pseudoperipteros (мнимый периптер), т. е. X., окруженный не настоящими колоннами, а полуколоннами, выдающимися наружу из стен X. (особенно боковых стен и задней стены).
       6. Dipteros, X., окруженный со всех сторон двойной колоннадой.
       7. Pseudo-Dipteros, мнимый диптер, т. е. X., окруженный одним только рядом колонн, без второго внутреннего ряда; но расстояние между колоннами и стенами X. было такое же, как в настоящем диптере. X., имевшие форму псевдопериптера и псевдодиптера, встречаются редко.
         Кроме того, отличаются X. по числу колонн фасада, которое всегда было четное, т. к. в середине их был вход, и называли: tetrastylos X. с четырьмя колоннами, hexastylos с 6 колоннами, осtastylos с 8 колоннами, dekastylos с 10 колоннами, dodekastylos с 12 колоннами. Число колонн по бокам периптера было неопределенное. Часто, хотя и не постоянно, число это было одним больше двойного числа колонн фасада. Вообще же можно сказать только то, что предпочитали продолговатую форму X. и нечетное число боковых колонн. Кроме X., имевших форму продолговатого четырехугольника, были еще круглые X., разделявшиеся на два главных вида:
       1. mоnopteros, без святилища (cella или ναός), имевший вид ротонды, крыша которой покоилась на колоннах, расставленных кругом;
       2. peripteros, со святилищем (cella), окруженным колоннадой.
         В X. более значительных были следующие главные части:
       1. основание, или цоколь, со ступенями, suggestus, κρηπίς, κρηπίδωμα, имевшее целью не только дать твердую опору X., но и возвысить его и отличить от остальных частных зданий. Ступеньки шли вокруг или с лицевой стороны, и притом их было нечетное число, чтобы подымающийся имел возможность правой ногой коснуться первой и последней.
       2. Святилище (или X. в настоящем тесном смысле), cella, ναός, σηκός, δόμος; иногда таких святилищ было несколько в одном здании, притом расположенных рядом, одно возле другого, как в X. Тосканского стиля, или же два (ναός διπλου̃ς), расположенных одно позади другого, с особенными входами с передней стороны и с задней, как это было в греческих X. Святилище, или целла, было сверху покрыто плоской крышей. Но в так называемых открытых Χ. ('ύπαιθρος ναός, см. Гипетральный храм) целла оставалась непокрытой, по крайней мере в середине, т. к. в подобных рамах внутри целлы устраивалась колоннада в два этажа, из которых верхний этаж был покрыт и, таким образом, отчасти служил прикрытием для целлы. Внутри целлы находилась статуя бога. Она стояла на пьедестале (βάθρον), прямо против входных двустворчатых дверей, у задней стены целлы (τò 'έδος), в нише (ναΐσκος), и была часто огорожена решеткой или стенкой и покрыта завесой. Статуи в древнейшие времена были глиняные, большей частью покрытые красной краской (как, напр., статуя Юпитера Капитолийского в Риме), или деревянные, позже железные или бронзовые, но чаще всего мраморные, иногда также из золота и слоновой кости (χρυσελεφάντινοι). Перед статуей бога стоял алтарь, большей частью мраморный, круглый или четырехугольный или же треугольный, разнообразно украшенный. Часто в одной целле стояло несколько истуканов и несколько алтарей. На алтарях, стоявших внутри целлы, совершались только бескровные жертвы (см. Ara). В некоторых X., кроме целлы, было еще особенно священное отделение, 'άδυτον или μέγαρον, куда могли входить одни только жрецы в определенное время; часто оно находилось под землей и в таком случае, вероятно, содержало или источник или бассейн для воды, стекавшей с крыши.
       3. Предхрамие, πρόναος, πρόδομος, frons, anticum, т. е. часть X. перед целлой. Впрочем, frons означало вообще лицевую сторону или фасад X., a πρόναος внутреннюю часть X. перед святилищем.
       4. Описфодом или постик, ο̉πισθόδομος, posticum, т. е. часть X. позади целлы, если X. имел также в задней части вход и колоннаду. Впрочем, υ̉πισθύδομος называлась также просто комната позади целлы, служившая для хранения утвари и сокровищ, особенно в богатых X. (следовательно, нечто вроде ризницы).
       5. Колоннада, портики, πτέρωμα, alae, portucus. Украшение портиков состояло преимущественно в скульптурной или выпуклой работе на фризах над архитравом колонн.
       6. Фонтон на обеих фасадных сторонах, над колоннадой, fastigium, также trichorium по причине своей треугольной формы, α̉ετός или α̉έτωμα, по сходству его с фигурой орла с распростертыми крыльями. Верхушка фронтона, а также оба нижние края его украшались иногда статуями, вазами или фигурами, изображавшими листья растений (каковые украшения назывались α̉κρωτήρια). Площадь же фронтона в древнейшие времена оставлялась пустой, без украшений, впоследствии, однако, украшалась рельефными скульптурными изображениями, относившимися или к самому божеству (в честь которого был построен X.), или к деяниям народа и города. Подробности о колоннах, разных стилях колонн, метопах и т. п. см. под словом Columna, Колонна,
       7. Пристройки, или приделы, προστάσεις, только в особенных случаях, как, напр., в X. Афины Паллады в Афинах (см. Έρέχθειον, Эрехтейон).
         Несколько иначе устроена была внутренность в так называемых открытых X. (см. 'Ύπαιθρος, Гипетральный храм). Здесь, как выше было сказано, целла оставалась непокрытой; но внутри ее, параллельно с боковыми стенами, ставились два ряда колонн, часто в два этажа, причем верхний этаж, колонны которого были обыкновенно другого стиля, служил галереей. Или же стены целлы имели выступы, образуемые пилястрами, между которыми устраивались более или менее глубокие ниши. Подобное устройство встречается обыкновенно в тех X., в которых особенное внимание обращено было на роскошную обстановку. X. этого рода, которые внутри имели колоннады, Витрувий преимущественно называет гипефрами, или открытыми (aedes hypaetros). Но мы можем с большой вероятностью предположить, что в большинстве случаев все остальные греческие X. были в некотором роде гипефрами, или открытыми, т. к. они могли получать свет только через большее или меньшее отверстие в крыше (Opaion), иначе они оставались бы совершенно темными, даже если бы были отворены все двери. Во время дождя это отверстие, кажется, закрывалось отчасти или вполне коврами или же подъемной кровлей, дощатой или металлической. О праве убежища в X. см. Asylum. Т. к. X. были неприкосновенны, то в них обыкновенно хранили деньги, особенно в X. значительных, наиболее посещаемых и находившихся в торговых центрах. Спартанцы до времен Лисандра хранили свое золото и серебро в X. Аркадии или большей частью в Дельфах. В некоторых X. накоплены были огромные сокровища (см. Άναθήμα, Приношения), хранившиеся в целле, постике и других частях X., иногда даже в ограде (ср. Phocis, Фокида, 2, 2). Этрусские X. имеют свои особенности как относительно устройства колонн, так и относительно распределения частей X. Впрочем, о них мы знаем только по описанию Витрувия (4, 7), т. к. от них не осталось никаких следов. Основная форма этрусского X. близко подходила к квадрату. Этот квадрат разделялся на две половины, из которых передняя заключала в себе предхрамие, или колоннаду, а задняя — X. в тесном смысле, или святилище. Это последнее обыкновенно состояло из трех целл (или отделений), одной более широкой посередине и двух более узких по сторонам, или же последние две целлы заменялись боковыми колоннами. Колонны были расставлены на более далеком расстоянии друг от друга, чем в греческих X., и были длиннее и тоньше. Архитрав был деревянный и не имел фриза. Вместо того над архитравом выдавались концы или шляпки поперечных балок, на которых покоился далеко выступавший карниз. Фронтон или крыша имели значительную высоту. Один из главнейших X. в этом роде был X. Капитолийский в Риме, постройка которого начата была в 600 г., а окончена только в 509 г. до Р. X. Римские X. позднейших времен представляли копию с греческих с некоторыми видоизменениями. Некоторые из сохранившихся X. имеют круглую форму и окружены снаружи перистилем или круговой колоннадой. Другие же X. получили своеобразную форму оттого, что к покрытию X. был применен свод. Свод был частью бочарный или коробовый. Важнейшие X. этого рода суть Пантеон в Риме (см. Roma, Рим, 18) и X. Венеры и богини Ромы, также в Риме. Другие формы сводчатых X. встречаются в позднейшие времена римской архитектуры. Об отдельных частях X. можно заметить еще следующее. Наружные стены целлы были просты и гладки и содержали немного украшений; только внизу они были снабжены карнизом, а вверху стропилами. Некоторые X. (как, напр., Парфенон) имели, кроме того, еще фриз с рельефной скульптурной работой. Внутренние же стены целлы были украшены картинами, изображавшими деяния богов и героев, которым был посвящен X. Редко встречается, чтобы в больших и известных X. не было подобной стенной живописи. Потолки X. были большей частью плоские и деревянные; особенно употребляли для этого кедровое дерево, как весьма прочное. Пол, по крайней мере, в цветущие времена архитектуры, был или мраморный, или мозаичный. Украшение портиков состояло преимущественно в рельефной скульптурной работе на фризах и фронтонах. Многие X. имели перибол (περίβολος), ограду, т. е. место, обнесенное стеной, назначение которой было отделить святыню от всего несвященного, окружающего ее. Эта ограда, шедшая или кругом всего X., или находившаяся только с передней части X., была украшена статуями, памятниками, алтарями. Дверь имела форму продолговатого четырехугольника и высота ее равнялась приблизительно двойной ее ширине.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Синонимы:

Смотреть что такое "ХРАМ" в других словарях:

  • храм — храм, а …   Русский орфографический словарь

  • храм — храм/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • ХРАМ — муж., ·стар. хоромы, жилой дом, храмина жен. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи... стоящии во храме Господни, Псалтирь. Не весте ли, яко храм Божий есте, а дух… …   Толковый словарь Даля

  • храм — а; м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древнерусские храмы. Храмы Московского Кремля. Буддийский х. Х. богини Дианы. Дорога к храму (о возвращении к религиозным духовным ценностям). 2. кого чего. Высок …   Энциклопедический словарь

  • храм — Молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода). Божий дом. .. См …   Словарь синонимов

  • храм — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? храма, чему? храму, (вижу) что? храм, чем? храмом, о чём? о храме; мн. что? храмы, (нет) чего? храмов, чему? храмам, (вижу) что? храмы, чем? храмами, о чём? о храмах 1. Храм это здание, которое… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ХРАМ — ХРАМ, храма, муж. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем нибудь (ритор.). Храм науки. Храм искусства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ХРАМ — ХРАМ, а, муж. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки. • Дорога к храму (высок.) путь к вере, к Богу. | прил. храмный, ая, ое (к 1 знач …   Толковый словарь Ожегова

  • Храм —         культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы) исторически… …   Художественная энциклопедия

  • Храм — Храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда храмом может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Если храм двухэтажный (с алтарем на каждом этаже), то об этажах принято говорить: верхний храм ,… …   Католическая энциклопедия

  • ХРАМ — Божий. Жарг. шк. Шутл. ирон. Учительская. (Запись 2003 г.). Храм Спаса на картошке. Разг. Ирон. Собор Воскресения Христова, или Храм на крови (Спас на крови) в Ленинграде, который в советское время использовался как овощехранилище. Синдаловский,… …   Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Храм, Ларицца Оливье. Роман "Храм"-это не только глубоко интимное произведение, затрагивающее столь сложную тему, как эвтаназия, к которой очень редко обращается литература. Прежде всего - это потрясающая история… Подробнее  Купить за 431 руб
  • Храм, Оливье Ларицца. Роман "Храм" - это не только глубоко интимное произведение, затрагивающее столь сложную тему, как эвтаназия, к которой очень редко обращается литература. Прежде всего - это потрясающая… Подробнее  Купить за 197 руб
  • Храм, Ларицца О.. Роман «Храм» — это не только глубоко интимное произведение, затрагивающее столь сложную тему, как эвтаназия, к которой очень редко обращается литература. Прежде всего — это потрясающая… Подробнее  Купить за 197 руб
Другие книги по запросу «ХРАМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.