АМБИТУС

АМБИТУС
   • Ambĭtus,
         домогательство какой-нибудь государственной должности; название произошло от того, что в старину кандидаты ходили по форуму или по Марсову полю среди собравшихся граждан, прося каждый о подаче голосов в свою пользу. Varr. l. l. 5, 28. Пока господствовали бедность и простота нравов, в этом деле еще не было тех злоупотреблений, которые появились после того, как в одинаковой мере возросли жажда власти, с одной стороны, и подкупность — с другой. С тех пор словом А. стали обозначать и противозаконные способы домогательства должностей, особенно подкуп, которым кандидаты бесстыднейшим образом пользовались с помощью так называемых sequestri, divisores и interprètes; см. также Sodalitium, Запрещенные общества. Дозволительные способы избирательной борьбы лучше всего описаны у Квинта Цицерона в сочинении commentariolum petitionis, где такими способами являются приобретение друзей (с. 5 — 10) и ласковое, любезное обращение с избирателями, как средство для снискания popularis voluntatis (с. 11 — 13); о недозволительных узнаем из многочисленных упоминаний у Цицерона, Плутарха и др. Первые законы против таких злоупотреблений названы у Ливия (4, 25 и 7, 15. Lucan. 1, 177 слл.; lex Poetelia 358 г. до Р. X.), но они были направлены только против маловажных внешних сторон дела. Важнее был эдикт диктатора Г. Мения против избирательных клубов и союзов 314 г. до Р. X. (Liv. 9, 26: coitiones honorum adipiscendorum causa), но против подкупа лишь в 181 г. до Р. X. издана была lex Cornelia Baebia (Liv. 40, 19), за которой в 166 г. последовала lex Cornelia Fulvia (Liv. ep. 47); с этого времени был учрежден постоянный уголовный суд (quaestio perpétua) для разбора процессов, возникавших по обвинениям в А. Г. Марием, в бытность народным трибуном, издана lex Maria (Cic. legg. 4, 17. Plut. Mar. 4), установлявшая для голосования некоторые условия, которые должны были затруднить производство подкупов, но, несмотря на это, подкупы все более и более распространялись; кажется, что и lex Fabia de numéro sectatorum (Cic. Mur. 34. Rabir. 3) не имела успеха. Настоятельной потребностью вызвана была в 67 г. lex Acilia Calpurnia, по которой виновные подвергались денежному штрафу и лишались навсегда права являться кандидатами на должности. Затем издано было несколько сенатус-консультов против того же зла, и последний из них был возведен Цицероном, в его консульство, на степень закона, это lex Tullia 63 г. (Cic. Mur. 23). Теперь наказание состояло в десятилетнем изгнании. Lex Aufïdia, по которой наказанием назначался высокий денежный штраф, не прошла, a lex Licinia направлена была только против sodalitia (см. это сл.). Lex Pompeia 52 г. устанавливала более суровую судебную процедуру для разбора обвинений в А. (Cic. Brut. 95) и наказанием назначала пожизненное изгнание. Но зло было, по-видимому, неисцелимо; сами законодатели не подчинялись издаваемым ими законам, ut vel caelum ruere, modo magistratum adipiscantur, exoptent (Varro ap. Non.). Такое положение сделало желательным установление монархической власти, при которой для А. оставалось уже мало места. Поэтому Октавиан в lex lulia (18 г. до P. X.; 10 лет спустя этот закон был дополнен и распространен) сделал уже более мягкие определения (Dio Cass. 54, 16) и установил, чтобы каждый кандидат в обеспечение того, что будет воздерживаться от каких бы то ни было видов подкупа, вносил залогом известную денежную сумму (Dio Cass. 55, 5); только за употребление насильственных мер Август назначил изгнание. Когда Тиберий в первый год своего царствования уничтожил избирательные комиции и передал право избрания сенату (Tac. ann. 1, 15), то подкуп, А. в прежнем смысле слова прекратился; однако те же уловки и средства, которые прежде употреблялись перед народными собраниями, были применяемы теперь в курии, так что Траян должен был принять законодательные меры против этого зла. Plin. ep. 6, 19. Но так как значение сената все более и более падало, а больше всего силы имело ходатайство перед императором высших сановников и его любимцев, то и А. теперь называлась купля должностей посредством задаривания императорских друзей и креатур. ср. Rein, Rum. Criminalrecht, стр. 701. Rinkes, de crimine ambitus (1854).

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "АМБИТУС" в других словарях:

  • Амбитус — категория модального лада в музыке. Амбитус юридический термин в римском праве …   Википедия

  • Амбитус — (от лат. ambire) так назывался на римских выборах обычай кандидатов ходить в народе, чтобы просить имеющих право голоса граждан о подаче за них голосов в народном собрании при соискательстве какой либо общественной должности; поэтому словом… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Амбитус (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Амбитус. Амбитус (лат. ambitus обход)  категория модального лада, обозначающая совокупность всех звуков мелодии, расстояние от высшего до низшего её тонов, то есть её объём.… …   Википедия

  • амбитус — (лат ambitus) 1. арх покриен ходник околу црква, 2. кружна патека, 3. обиколување барање нешто, особено на недозволен начин, со поткупување и сл …   Macedonian dictionary

  • АМБИТУС — [лат. ambitus объем], категория григорианского лада (церковного тона см. Григорианское пение; Modus), обозначающая диапазон мелодии, совокупность звуков от нижней до верхней ее границы. В хоральном репертуаре различают узкообъемные мелодии,… …   Православная энциклопедия

  • ГЛАС — [греч. ἦχος, букв. звук, молва, мелодия, напев; лат. tonus, tropus, modus; арм. ձայյճ; груз. ჴმა(?)ბულლეტ или ხმა; сир. qâl], элемент осмогласия (октоиха), интонационно мелодической организации традиц. систем церковного пения в христ. культурах… …   Православная энциклопедия

  • Ambitus — У этого термина существуют и другие значения, см. Амбитус. Ambitus, Амбитус юридический термин в римском праве. Изначально ambitus древнеримский обычай кандидатов в магистраты ходить среди собравшихся на форуме или Марсовом поле людей, чтобы… …   Википедия

  • Средневековые лады —         церковные лады, наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати) ладов, лежащих в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западно европейского средневековья. С. л. использовались и в многоголосной музыке… …   Большая советская энциклопедия

  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ — последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той… …   Энциклопедия Кольера

  • средневековые лады — (церковные лады), лады, лежащие в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западноевропейского средневековья, использовавшиеся и в многоголосной музыке Возрождения. Первоначально 8 ладов, с середины XVI в.   12, разделялись на… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»