СОФОКЛ

СОФОКЛ
   • Sophŏcles,
         Σοφοκλη̃ς,
       1. трагик, афинянин, родился в демосе Колоне, вероятно, в 497 г. (а не в 495 г.) до Р. X. Отец его назывался Софил (или, вернее, Софилл), был человек зажиточный и состоятельный, имевший оружейную фабрику, на которой работали рабы. Благодаря ему С. тщательно изучил музыку — учителем его был Лампр, знаменитый мастер своего дела — и гимнастическое искусство. Рассказывают, что С. на 17-м году жизни был в числе афинских юношей, которые после выигранного морского сражения при острове Саламин исполняли хоровую пляску и торжественное пение в честь победы (в то время как Эсхил находился в числе сражавшихся, а Еврипид родился в день сражения; в действительности же Еврипид, кажется, родился уже в 485 г.). О подробностях жизни С. и дальнейшем развитии с этих пор до появления его трагедий на сцене ничего не известно. Краткая заметка позднейшего биографа, в которой говорится, что он изучал трагедию у Эсхила, имеет только тот смысл, что С. по отношению к своему предшественнику был его учеником, т. к. тот, без сомнения, проложил ему путь и доставил художественные средства к достижению совершенства в драматической поэзии. С этим своим предшественником он вступил, как говорят, на 28-м году жизни в состязание постановкой своей пьесы или дидаскалии и при весьма памятных обстоятельствах одержал первую победу; Эсхил будто с досады от такого поражения и унижения удалился в Сицилию (Plut. Cim. 8). К этой дидаскалии, кажется, принадлежала утраченная трагедия «Триптолем». Однако весь этот рассказ страдает такими хронологическими промахами и такой невероятностью по существу дела, что едва ли можно придать ему историческое значение. С. у своих сограждан пользовался, без сомнения, большим почетом и расположением; его поэзия наверно считалась самым чистым и искренним выражением аттического образования. На это указывает и то обстоятельство, что на 54 году жизни ол. 84,3 после представления «Антигоны» он вместе с Периклом был избран на следующий год в полководцы против самосцев и несколько лет спустя занимал должность председателя заведующих союзной казной (Έλληνοταμίαι, Эллинотамии). О позднейших годах его жизни у нас нет никаких известий; предание сохранило только один случай из его домашней жизни, С., еще не остывшего к радостям жизни, пленила любовь к гетере Феориде. Сын ее Аристон был отцом С. Младшего, который приобрел себе славу как постановкой своих драм, так впоследствии драм и знаменитого С. Рассказывают, что к нему С. питал большое расположение, нежели к своему законному сыну Иофонту, поэту менее ценимому, и вследствие этого был вовлечен в тяжбу с Иофонтом, предъявлявшим против него иск в суд фратрий. Обвинение выставляло на вид, что он выжил из ума и не способен управлять своим домашним хозяйством, и потому от него требовали выдачи имущества. Как бы в ответ на это обвинение С. прочитал перед судьями своего «Эдипа в Колоне» или хор из него, относящийся к Афинам, и этим не только достиг своего оправдания, но, кроме того, удостоился еще чествования со стороны судей. Хотя многие писатели, в том числе и Цицерон (Cat. mai. 7), передают этот случай, все-таки он подлежит большому сомнению, и весь этот рассказ следует принимать за веселую выдумку комика, который, представляя этот процесс на сцене, думал было подтрунить над вялым и скучным Иофонтом. С. умер незадолго до окончания Пелопоннесской войны, на 91 году от рождения, в 3 году 93 ол., т. е. в 406 или в начале 405 г. до Р. X., скоро после смерти Еврипида. О его смерти существуют различные известия. По одному, он умер будто бы от радости по поводу одержанной им победы в трагическом состязании (что очень невероятно), по другому, при чтении «Антигоны», наконец, по третьему, он подавился виноградной ягодой. После смерти С. афиняне учредили в честь его культ, почитая его как героя под именем Дексиона, т. к. он принял к себе в дом бога Асклепия: они соорудили ему святилище и постановили приносить ежегодную жертву. О его погребении впоследствии распространился прекрасный миф, который, правда, грешит против летосчисления. На его могиле стояла сирена или ласточка, символы чарующей прелести поэзии; а сын его Иофонт, говорят, воздвиг ему статую. Впоследствии оратор Ликург побудил афинян поставить в афинском театре за государственный счет изображения трех трагиков: Эсхила, С. и Еврипида — и в публичном месте хранить тщательно составленные копии их трагедий. Еще до нашего времени сохранились два бюста С. и также прекрасная мраморная статуя (может быть, копия со статуи, поставленной в афинском театре); эпиграммы, посвященные ему, помещены в антологии. С. довел до совершенства аттическую трагедию, в чем нет разногласия ни в древнее, ни в последнее время. В суждениях о нем древних выражается величайшее удивление и благоговение к нему; это видно, между прочим, из многих дошедших до нас известий о том, что он за свои трагедии часто (20 раз, по другим, 24) получал первую награду, часто также вторую, но никогда третьей. Поэт в своих произведениях рельефно изображает мысли и воззрения своих современников, которые как в художествах, так и в политике переходили от строгой, но освященной древностью симметрии и тяжелой массивности к тонкой изящности, прелестной группировке и грациозному достоинству. Художество и прогресс С., в сравнении с Эсхилом, состоит главным образом в органическом развитии драмы, и именно в том, что в драме ясно и определенно представляются внутренние мотивы действующих лиц. Этическое изложение Эсхила у него сменилось строгим драматическим планом; действующие силы и душевные побудительные причины более тесно связаны между собой, действующие лица играют более дружно и направляются к ясно определенной цели, между тем как Эсхил не отклонялся от эпической манеры и характеристики и не чувствовал потребности выставлять внутренний духовный мир, выражающийся в стремлениях, противоречиях и столкновениях характеров. Для проведения этого нового, более драматического принципа С., естественно, имел очень важное значение введенный им третий актер; может быть, даже это нововведение было последствием того, что он понял и осознал, что идет по новоизбранному им пути, см. Tragoedia, Трагедия. Применением этого третьего актера С. был в состоянии создавать гораздо более разнообразные и выразительные характеры, чем Эсхил. Мы встречаем у него резко очерченные индивидуальности, значение которых он имеет увеличивать строго рассчитанными контрастами. Лица, как Хрисофемида рядом с Электрой, Исмена с Антигоной, которые увеличивают силу главного действующего лица контрастом нежной женской натуры, могли явиться после введения тритагониста. Характеры С. вообще сходятся с Эсхиловыми в общем понятии идеальности, между тем как Еврипид в этом отступает от них; однако его характеры имеют еще лично ему свойственное, почерпнутое из многостороннего опыта содержание, и хотя они у него все еще остаются символами понятий о добродетелях, без более глубокого развития личности, но все-таки жизненно выражаются в разнообразных, тонких чертах; а контрастами, которые они сами из себя производят и направляют друг против друга, придается им жизнь и индивидуальность. Также и ход действия в его трагедиях более художественнее придуман, и развязка более старательно подготовлена, чем в любой трагедии Эсхила; он умеет сделать более сносным страшный исход действия продолжительным подготовлением к нему и разнообразными перипетиями. Хор С. совершенно отделил от лиц драмы и сделал его зрителем, по возможности не причастным и не прикосновенным к контрастам действия, так что он представляет собой абстрактный образ общины и народного нравственного сознания, которое сохраняет равновесие среди всех противоречивых действий. Языку своему и речи С. предавал прелесть и тонкость тем, что он прежде всего избегал тяжеловатости и соединенной с ней темноты Эсхиловой речи и точнее понимал внутреннее взаимное отношение мыслей, их зависимость друг от друга и выражал с помощью синтаксических соединений. О нововведении и изменении существовавшего до него способа постановки трагедий, который приписывает ему Свида и по которому он установил δρα̃μα πρòς δρα̃μα α̉γωνίζεσθαι, α̉λλὰ μὴ τετραλογίαν, см. Tetralogia, Тетралогия. С. был одним из самых плодовитых трагиков. По достоверным известиям, он оставил 123 или даже 130 пьес; нам несомненно известны по их заглавиям по крайней мере 70-72 трагедии и, кроме того, приблизительно 18 сатирических драм. Кроме этого, приводятся еще несколько мелких стихотворений, пеаны и одно сочинение в прозе о хоре, направленное против Феспида и Хэрилла. Но дошло до нас всего только семь полных трагедий (Άντιγόνη, Οι̉δίπους τύραννος, Ήλέκτρα, Τραχίνιαι, Α'ίας, Φιλοκτήτης и Οι̉δίπους ε̉πὶ Κολωνω̃), а от остальных порядочное число отрывков (лучше всего у Nauck'a, в его trag. Graec. fragm., p. 103 слл.). Материал для своих трагедий он заимствовал из эпического цикла, аргивских мифов, героических сказаний, преимущественно из мифа об аргонавтах, а иногда из патриотизма пользовался аттическими сказаниями. Только относительно двух пьес нам известно время постановки: Антигона была поставлена на сцену ол. 84,3 или в 442 г. до Р. X., а Филоктет ол. 92,3 или в 410 г. до Р. X.;
       2. афинский полководец, в 425 г. до Р. X. вместе с Евримедонтом начальник афинского флота, помог в Керкире довершить победу над демократической партией (Thuc. 4, 3. 46), позднее был сослан (там же 4, 65). Diod. Sic. 12, 54.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "СОФОКЛ" в других словарях:

  • СОФОКЛ — (ок. 496 406 до н.э.), афинский драматург, считающийся наряду с Эсхилом и Эврипидом одним из трех величайших трагических поэтов классической древности. Софокл родился в деревне Колон (место действия его последней драмы), находившейся примерно в 2 …   Энциклопедия Кольера

  • Софокл — Софокл …   Википедия

  • Софокл — (ок. 496 406 гг. до н.э.) афинский драматург трагик На свете все когда то было в первый раз. Не восхваляй его, пока он жив! Софокл говорил, что сочиняет людей такими, как они должны быть, а Еврипид как они есть. Софокл, уже под бременем лет,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • СОФОКЛ — (ок. 496 406 до н. э.) Гениальный афинский трагик, друг Геродота и Перикла. Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: «Аякс», «Антигона», «Эдип царь», «Трахинянки», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне» и фрагмент… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • СОФОКЛ — (ок. 496 406 до н. э.) Гениальный афинский трагик, друг Геродота и Перикла. Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: «Аякс», «Антигона», «Эдип царь», «Трахинянки», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне» и фрагмент… …   Список древнегреческих имен

  • Софокл — (Sophocles, Σοφοχλη̃ς). Второй по времени из трех великих афинских трагиков; род в Колоне, близ Афин, в 495 г. до Р. X. Он был моложе Эсхила тридцатью годами и на пятнадцать лет старше Эврипида. Двадцати семи лет Софокл одержал победу над Эсхилом …   Энциклопедия мифологии

  • Софокл — Софокл, Sophokles, 496–406 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Родился в аттическом округе Колон; сын Софилла, владельца мастерской, где работали рабы. Еще будучи молодым человеком он завоевывал награды в музыкальных и легкоатлетических… …   Античные писатели

  • Софокл — Софокл. СОФОКЛ (около 496 406 до нашей эры, древнегреческий поэт–драматург; один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СОФОКЛ — (около 496 406 до нашей эры, древнегреческий поэт драматург; один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены… …   Современная энциклопедия

  • СОФОКЛ — (ок. 496 406 до н. э.) древнегреческий поэт драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Софокл — (греч. Sophokles) (ок. 496 406 до н.э.)    греческий поэт, драматург и общественный деятель; жил и творил в Афинах, дружил с Периклом и Фидием. В 443 г. С. был казначеем Афинского морского союза, в 441 440 гг. стратегом. Годы зрелости С.… …   Античный мир. Словарь-справочник.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»