АМУР

АМУР
АМУР и ПСИХЕЯ (лат. Amor et Psyche) - герои новеллы-сказки Л.Апулея, входящей в его «Метаморфозы» (II в. н.э.). Образы А. и П. представляют сложный сплав античных представлений об идеальных героях-любовниках с философскими понятиями. А. - в римской мифологии божество любви, соответствующее греческому Эроту. Он изображался юношей или мальчиком с золотыми крылышками, с луком и стрелами, колчаном и иногда с факелом. П.- в греческой мифологии чаще всего олицетворяла человеческую душу, хотя иногда отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма (дыхание) или его частями (диафрагма - Гомер). Греческое слово «психе» означает «душа» или «бабочка», часто П. изображали летающей или в виде птицы. В философии понятие о П. как о человеческом сознании, подчиненном мировой закономерности, ввел Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н.э.). Ему принадлежит высказывание: «Пределов души не отыщешь, по какому пути не иди, так глубок ее разум». Понятие П. как бессмертной человеческой сущности ввел Пифагор (584-500 гг. до н.э.). Он же говорил о «перевоплощениях» П.
Сюжет новеллы об А. и П.- один из самых распространенных в мировом фольклоре: встречается повсеместно от Скандинавии до Индонезии, от Африки до Восточной Европы. Например, в русском фольклоре он вполне соответствует сюжету о Царевне-лягушке или о Василисе Премудрой. В европейском фольклоре с ним чаще всего сопоставляют сюжет об Аленьком цветочке. Общая схема такова: к девушке сватается некто, имеющий таинственный (чаще - ужасный) облик, условием заключения брака является запрет на разглядывание, но девушка нарушает это условие, пос ле чего суженый исчезает и ей приходится искать его, проходя через трудные и опасные испытания. В сказке об А. и П. подзуживаемая своими завистливыми сестрами П. смотрит ночью на А. и влюбляется в него, но со свечи на А. падает капля воска, он просыпается и исчезает. П. отправляется на поиски и попадает в царство матери А. богини Венеры. Та, считающая П. своей соперницей, пытается погубить ее и задает ей невыполнимые задания: разобрать крупу по зернышку, принести шерсть златорунных овец, достать воды из источника, который стерегут драконы, и, наконец, принести из аида баночку с красотой Прозерпины. П. все же выполняет все задания и опять встречает А. В конце концов Юпитер дает согласие на брак А. и П. и, чтобы уравнять их, делает П. богиней. От брака А. и П. родилась дочь Желание (Voluptas).
Сразу после появления «Метаморфоз» было обращено внимание на символическую параллель между судьбой главного героя Луция и П. Она так же, как и Л., поплатилась за свое любопытство, вынуждена была пройти через тяжкие испытания и, наконец, обрела свое счастье. П. интерпретировали даже как образ души Луция, прошедшей путь от тайных низменных страстей к любви, освященной богами.
Сказка об А. и П. получила новую жизнь в христианском мире после того, как Фульге-ций дал ей символическое толкование в христианском духе: любовь человеческой души к Богу («Сказка о Богине Психее и Купидоне», VI век). Подобное же аллегорическое толкование дает этой сказке Боккаччо в трактате «О генеалогиях языческих божеств». Сюжет об А. и П. использовался многими писателями и поэтами: Лафонтеном (роман «Любовь Психеи и Купидона»), Виландом, Богдановичем («Душенька»), Стендалем («Пармская оби-тель»), Пушкиным («Барышня-крестьянка»). М.Ю.Лермонтов в поэме «Демон» «переворачивает» эту сказку. Вместо А., спасающего П., выступает Демон, пытающийся погубить душу Тамары. Но заканчивается поэма словами, которые могли бы стать эпилогом для апулеевской сказки: «...Она страдала и любила
//И рай открылся для любви». В сложном символическом ключе этот сюжет нашел воплощение и в драматической поэме А.Блока «Песня судьбы».
Образы А. и П. вдохновляли и знаменитых художников: Рафаэля (фрески на вилле Фарне-зина в Риме), Какова, Торвальдсена и др.
Остается открытым вопрос об источниках сказки для самого Апулея. И.М.Тройский видит ее истоки в «долитературном» периоде греческого фольклора, хотя единственным похожим сюжетом этого периода была легенда об Ио, возлюбленной Зевса. Другие исследователи (Фелинг) считают, что сказка об А. и П.- целиком плод фантазии самого Апулея. Третьи (Фридлендер, Сван, Дерменгем) предполагают, что Апулей (уроженец римской провинции в СевАфрике) обработал в греко-римском стиле сюжет кабильской сказки «Сын те-риели».
Как бы то ни было, но образы А. и П. в читательском сознании стали в начале длинного ряда полулегендарных образов-любов-ных пар: Дафнис и Хлоя, Пирам и Фисба, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Лейла и Менджнун, Тахир и Зухра, Ферхад и Ширин. Видимо, именно этой новелле Апулея мы обязаны появлению великой сказочно-литературной формулы: «В некотором государстве жили-были царь с царицей. Было у них три дочки».
Лит.: Полякова С.В. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея. М., 1988; Dermenghem E. Le mythe de Psyhe dans la folklore nordafricain
//Revue Africaine. Algere, 1945; Kawczynski M. Amor i Psyche w basni-ach
//Rozpravy Akad.Krakau. Scr.2, 1909, 30.
А.Л.Цуканов

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АМУР" в других словарях:

  • амур — а, м. amour m., ит., пол., нем. amor <лат. amor. 1. миф. Бог любви в античной мифологии (изображался в виде крылатого мальчика с луком и стрелами или факелом); символ любви. Сл. 18. Сей Амур .. уязвил сердце Калипсино, и зело тебя возлюбила.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Амур — река, Россия (Читинская и Амурская обл., Еврейская авт. обл., Хабаровский край), частично по границе с Китаем. На языке нивхов, живущих в ниж. течении реки, она называется Да мур большая река . Эвенками побережья Охотского моря и самого ниж.… …   Географическая энциклопедия

  • АМУР — (мифол.) бог любви, сын Афродиты, изображ. в виде мальчика с луком и стрелами; любовь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АМУР (фр.). Та часть штыковой трубки, которой она приваривается к штыку.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Амур-94 — Страна: Россия Город: Хабаровск …   Википедия

  • амур — См. любовь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. амур купидон, эрот, эрос, кокурюкай, амурчик; красивый, любовь, любовное (приключение, свидание), близость …   Словарь синонимов

  • АМУР — (ЗАО «Автомобили и моторы Урала»)  российский производитель грузовых автомобилей, расположенный в городе Новоуральске Свердловской области(ранее ЗАТО Свердловск 44). Также в 2006 2008 годах выпускал легковые автомобили. Содержание 1 История… …   Википедия

  • Амур — а, муж. Заимств.Отч.: Амурович, Амуровна.Производные: Амурка; Мура.Происхождение: (В античной мифологии: Амур (Эрот) бог любви.)Именины: 9 авг. Словарь личных имён. Амур а, м. Заимств. Отч.: Амурович, Амуровна. Производные: Амурка; Мура. [В… …   Словарь личных имен

  • Амур — (Amor), см. Эрот. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) АМУР (лат. Amor, букв. «любовь»), в римской мифологии божество любви. Соответствует греческому Эроту. (Источник: «Мифы… …   Энциклопедия мифологии

  • АМУР — «ангел мой ушёл рано» татуир. АМУР «Автомобили и моторы Урала» ЗАО г. Новоуральск организация Источник: http://www.logistic.ru/news/2004/7/28/17/35171.html АМУР автоматическая машина управления и регулирования …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • АМУР — АМУР, амура. муж. (франц. amour). 1. В мифологии и поэзии божество любви, изображаемое в виде крылатого ребенка с луком и стрелами. || только ед. Любовь (устар.). «Ах, амур проклятый!» Грибоедов. 2. только мн. Любовные дела, шашни (разг. шутл.).… …   Толковый словарь Ушакова

  • АМУР — (монг. Хара Мурэн, кит. Хэй лунцзян), река на Дальнем Востоке. Образуется слиянием рек Шилка и Аргунь. Впадает в Амурский лиман Охотского моря. 2824 км, от истока Аргуни (Хайлар) 4440 км, пл. бассейна 1855 тыс. км2. Б. ч. бассейна приходится на… …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»