Цинциннат


Цинциннат
Ц. – герой романа В.В. Набокова «Приглашение на казнь» (1938). Ц., как и многие набоковские литературные образы, является своего рода метафизическим двойником самого писателя. «Символика имени» Ц., видимо, восходит к Титу Ливию, который дал жизнеописание сына прославленного римского трибуна Луция Квинкция Цинцинната – Цезона Квинкция: «Больше других своей знатностью и силой кичился в то время статный юноша Цезон Квинкций. К тому, чем наградили его боги, он присовокупил блестящие подвиги на войне и красноречие на форуме, так что никто в Риме не мог считаться ни более храбрым, ни более речистым. Он выступил против трибунов, был предан суду, отпущен на поруки, а затем удалился, как изгнанник, в Этрурию». Набоков, однако, наделяет своего героя противоположными свойствами: Ц. очень слаб физически, у него плохое здоровье, он говорит тихо, почти заикаясь, и «преступление» его состоит не в бунтарстве, а в том, что он – в отличие от окружающих – «непрозрачен». К созданию образа Ц. – «нестандартного» человека, преследуемого и истязаемого за это обществом или «коллективом», или просто толпой, Набоков подходит постепенно. В 1936 г. он публикует рассказ «Королек», герой которого фальшивомонетчик Романтовский, обнаружив свое отличие от соседей (необщителен, читает по ночам, мало курит, не любит пива, у него случаются видения), вызывает их ненависть и погибает. В рассказе «Облако, озеро, башня» (1937) главный герой, Василий Иванович, из-за бюрократических зацепок принужден совершить ненавистную ему «увеселительную» поездку. Он тоже сразу выделился из «коллектива», не мог петь «общую песню», «плохо мог произносить немецкие слова». Когда, пораженный давно взлелеянным в мечтах видом озера и башни, Василий Иванович отказывается идти дальше со всеми, его избивают. При этом он произносит: «Да ведь это какое-то приглашение на казнь». В.Ходасевич назвал этот рассказ «послесловием» к роману «Приглашение на казнь». (По версии З.Шаховской Набоков в целом «закончил» роман еще летом-осенью 1934 г.)

     Возможно, что в замыслах романа-антиутопии Набоков отталкивался от бодлеровского «Приглашения к путешествию», где рефреном звучит мотив: «Там красота, там гармоничный строй, // Там сладострастье, роскошь и покой». Просматриваются в образе Ц. и параллели с Грегором Замзой, героем рассказа Кафки «Превращение» (1928), которого сам Набоков считал единственным писателем с «родственной душой». Однако если Замза, выбираясь из нивелирующей все и вся толпы, опускается «на дно», становится насекомым, то Ц. выбирает путь, ведущий ко все большему осознанию своей личности, своей души, своего «Я». Некоторые исследователи указывают на сходство некоторых действий Ц. с Улиссом из романа Джойса «Улисс». Саморефлексия Ц., его попытка обнаружить в себе «нечто», сближает его с героем Пруста. Проползание Ц. по туннелю из камеры на гору – явная реминисценция с «Божественной комедией» Данте, где герой выбирается по туннелю из «Ада». З.Шаховская отмечает, что идею гротескного церемониала казни Ц. Набоков скорее всего мог позаимствовать из проекта В.А.Жуковского – «поразительного по своей сантиментально чудовищной идее художественного оформления смертной казни в России», о котором Набоков прямо упоминает в романе «Дар». Искусственность обстановки, в которой оказывается Ц., рушащиеся декорации тюрьмы, уносимые вихрем зрители-карты – все это имеет прямое сходство со сказочной повестью Л.Кэролла «Алиса в Зазеркалье».

     Как и многие герои набоковской прозы (Ганин, Лужин, Годунов-Чердынцев, Гумберт), Ц. наделен особым, отличающим его от окружающих людей даром – «непроницаемостью»: «Чужих лучей не пропуская, а потому, в состоянии покоя, производя диковинное впечатление одинокого темного препятствия в этом мире прозрачных друг для дружки душ». Ц. – человек не «этого» мира искусственных «прозрачных» людей, его обвиняют в «основной нелегальности», он обнаруживает, что в «этом» мире нет ни одного человека, способного говорить на его языке. Ц. с детства чувствует свою особенность, пытается скрыть ее, но после приговора он как бы раздваивается. Один – «здешний» Ц. со страхом ждет казни, другой Ц. – из «того» мира, где «разумностью светится человеческий взгляд», «на воле гуляют умученные тут чудаки» – пытается узнать себя «до последней, неделимой, твердой, сияющей точки», которая «говорит: я есмь!». Он учится говорить сам с собой, «высказаться по-настоящему» на языке «того» мира, учится «давно забытому древнему врожденному искусству писать».

     Набоковский Ц. – герой гностического плана. Он может «освободиться» от своего тела, может чувствовать «тот» «сонный, выпуклый, синий» мир. Подобно христианским гностикам III-V веков, он приходит к выводу о «тупике тутошней жизни» – «и не в ее тесных пределах надо было искать спасения». Ц., обладая особым гностическим знанием, настойчиво повторяет: «я знаю нечто», – и это «нечто» – его душа, стремящаяся уйти в «тот» мир, где живут «существа, подобные ему». Это и позволяет Ц. в последний момент казни опрокинуть «этот» призрачный мир «подобий» и освободиться, уйти к этим «существам». Некоторые исследователи (B.Johnson) подтверждают «гностичностъ» Ц. с помощью анализа инициалов Ц. и П. (Пьер): открытость вверх Ц. противопоставлена закрытости, ограниченности П. (правда, в английском варианте романа такое сравнение теряет смысл).

     Ц. также является героем лингвистического плана. Понять себя и «тот» мир означает для него необходимость научиться говорить, писать. Используя язык, слово, он может пробиться сквозь туман «этого» мира и достичь мира идеального. Может быть, именно поэтому из всех «запутавшихся» героев Набокова Ц. – единственный, нашедший истинный выход.

     Лит.: Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992; Шаховская 3. В поисках Набокова. М., 1991; Johnson D.B. Worlds in Regression: Some of novels of Vladimir Nabokov. Ardis, 1985; Toker L. Nabokov: The Mystery of Literary Structures. Ithaka; London, 1985.


Литературные герои. — Академик. 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "Цинциннат" в других словарях:

  • Цинциннат — римский патриций (5 в. до н.э.). Согласно преданию, Цинциннат был образцом скромности, доблести и верности гражданскому долгу …   Исторический словарь

  • Цинциннат — (Cincinnatus L. Quintius), т. е. кудрявый. Римлянин, выступивший в 460 г. до Р.Х. в поход против вольсков в качестве консула, затем удалившийся в свое поместье, откуда он в 458 г. был призван в Рим и облечен диктаторской властью в походе против… …   Энциклопедия мифологии

  • Цинциннат — (Cincinnatus), римский патриций, 5 в. до нашей эры. Согласно преданию, Цинциннат был образцом скромности, доблести и верности гражданскому долгу.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЦИНЦИННАТ Ц. — ЦИНЦИННАТ Ц. герой романа В.В.Набокова «Приглашение на казнь» (1938). Ц., как и многие набоковские литературные образы, является своего рода метафизическим двойником самого писателя. «Символика имени» Ц., видимо, восходит к Титу Ливию, который… …   Литературные герои

  • ЦИНЦИННАТ — знаменитый древне римский диктатор, отличавшийся своею честностью и простотой в образе жизни. Он, нпр., сам ходил за плугом на своем поле; его имя стало нарицательным. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • цинциннат — сущ., кол во синонимов: 1 • диктатор (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Цинциннат — (Люций Квинций Cincinnatus) известный римский политическийдеятель. Избранный в 460 г. до Р. Хр. в консулы, он восстал противнравственного бессилия сената и своеволия трибунской власти. Его хотеливыбрать в консулы и на следующий год, но он… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ЦИНЦИННАТ — [по г. Цинциннати, США], Месс, Worthen, 1865, в. отдел ордовикской системы в С. Америке. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 …   Геологическая энциклопедия

  • Цинциннат — Статуя Цинцинната в городе Цинциннати. В правой руке находятся возвращаемые фасции, левой рукой опирается на плуг Луций Квинкций Цинциннат (лат. Lucius Quinctius Cincinnatus, ок. 519 до н. э. ок. 439 до н. э.) древнеримский патриций, консул 460… …   Википедия

  • Цинциннат — (Cincinnatus), римский патриций, консул в 460 до н. э., диктатор в 458 и 439. Согласно преданию, Цинциннат был образцом скромности, доблести и верности гражданскому долгу. * * * ЦИНЦИННАТ ЦИНЦИННАТ (Cincinnatus), римский патриций, консул 460 до н …   Энциклопедический словарь

  • ЦИНЦИННАТ — ЛУЦИЙ КВИНКЦИЙ (Lucius Quinctius Cincinnatus) (ок. 519 ок. 439 до н.э.), римский диктатор и полководец. В полулегендарной истории Рима 5 в. до н.э. Цинциннат выступает в качестве типичного героя, простого земледельца, который бросает плуг в… …   Энциклопедия Кольера

Книги

  • Приглашение на казнь, Владимир Набоков. «Приглашение на казнь» (1934, опубл. 1935—1936) – седьмой русский роман Владимира Набокова, одна из вершин «сиринского» периода творчества писателя. В неназванной вымышленной стране молодой… Подробнее  Купить за 229 руб аудиокнига
  • Приглашение на казнь, Владимир Набоков. «Приглашение на казнь» (1934, опубл. 1935–1936) – седьмой русский роман Владимира Набокова, одна из вершин «сиринского» периода творчества писателя. В неназванной вымышленной стране молодой… Подробнее  Купить за 169 руб электронная книга
  • Приглашение на казнь, Набоков В.. 192 стр. Приглашение на казнь (1934, опубл. 1935-1936) - седьмой русский роман Владимира Набокова, одна из вершин сиринского периода творчества писателя. В неназванной вымышленной стране… Подробнее  Купить за 118 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Цинциннат» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.