ЭЛЕКТРА


ЭЛЕКТРА
ЭЛЕКТРА
1.
героиня трагедии Эсхила «Хоэфоры» («Приносящие возлияние»; вторая трагедия из трилогии «Оре-стея», 459 г. до н.э.), дочь микенского царя Агамемнона и Клитемнестры. Согласно пророчеству Аполлона Дельфийского Клитемнестра и ее любовник Эгисф, захватившие верховную власть в Микенах после убийства Агамемнона, должны погибнуть от руки Ореста, сына Агамемнона и Клитемнестры. Сюжет драмы - обстоятельства этого убийства. Клитемнестра, напуганная сном, приказывает Э. отнести жертвы на могилу Агамемнона. Для нее тяжело это поручение, и хор пленниц-плакальщиц - активное действующее лицо драмы - побуждает ее действовать и напоминает ей о правоте мести. По оставленному на могиле локону она узнает Ореста; вымышленная весть о его гибели помогает брату и сестре в осуществлении их замысла, и Клитемнестра, а затем и Эгисф погибают от рук Ореста. Образ Э. у Эсхила не обладает достаточно яркими индивидуальными чертами; он растворяется в действии, разворачивающемся в соответствии с божественной волей. Этот образ полон глубоких поэтических символов, направленных на раскрытие заключающейся в этой воле справедливости. Как характер героиня Эсхила уступает Э. Софокла.
2.
Героиня трагедии Софокла «Электра». (Вопрос о датировке трагедии, как и одноименной трагедии Еврипида, весьма сложен за отсутствием документальных данных; принятый в последнее время вариант - около 415 г. до н.э.) В отличие от Эсхиловой драмы Э. у Софокла - главная героиня. Сюжетная канва отличается от Эсхиловой некоторым усложнением и незначительными деталями; но сама атмосфера трагедии и ее характеры - совершенно иные. Э. у Софокла не колеблется, не сомневается в своей решимости отомстить; и для того, чтобы ярче подчеркнуть ее духовные силы, Софокл оттеняет ее - как это было и в «Антигоне» - образом нерешительной, примирившейся со своей судьбой сестры Хрисо-фемиды. В.А.Жуковский так описывает образ Э.: «Убийство Эгисфа и Клитемнестры можно почесть одною только необходимою принадлежностью Софокловой драмы; душа ее одна Э., твердая, пылающая мщением, окруженная несчастиями, величественная в горестном унижении, и главное намерение стихотворца состоит единственно в том, чтобы представить этот великий характер в различных положениях, заставляющих различным образом его раскрываться». Ж.-Ф.Лагарп считает характер Э. одним из самых драматических, которые ему известны (предпочитая в то же время Э. Вольтера - Софокловой). Софокл делает все, чтобы усилить позицию Э. и Ореста и ослабить таковую же их противников: он оставляет без внимания собственные права Эгисфа на месть (сын Фиеста, которому Атрей причинил 477 столько зла, имел все основания для вражды к сыну последнего); единственное, что позволяется сказать в свое оправдание Клитемнестре, - убийство стало местью за Ифигению, но контекст реплики (слова деспотической правительницы, а не униженно молящей) и само содержание обессиливают аргументы; Эгисфу победители на радостях даже не дают сказать ни одного слова в свое оправдание, торопясь покончить с ним быстрее и не желая затягивать дело речами. Никакого отпечатка на образы трагедии не накладывает и позорное будущее Ореста, которому суждено предательски убить у дельфийского алтаря благородного Неоптолема. Симпатии Софокла неликом и безраздельно на стороне Э. и ее брата; финальная сцена - их радостное торжество над поверженными врагами. А.-В.Шлегель отмечал «свежее дыхание жизни и юности», «небесную радость в таком ужасном предмете». Эта позиция иногда вызывала упреки в адрес драматурга: П.А.Катенин, например, считал, что «холодная жестокость детей, убивающих мать, отвратна». Безраздельная симпатия Софокла - его отличительная черта; ни покорность божественному миропорядку у Эсхила, ни безнадежно прозаическое, без малейшего проблеска торжества преступление у Еврипида не производят столь сильного впечатления. Э. Софокла оказала значительное воздействие на позднейшую литературу, гораздо более сильное, нежели образы Э. у Эсхила и Еврипида. Авл Геллий сообщает, что известный трагический актер Пол (IV в. до Р.Х.), исполняя роль Э., взял из могилы недавно умершего сына урну с его прахом (ложное доказательство смерти Ореста, нужное для того, чтобы усыпить бдительность правителей Микен) и «наполнил все вокруг не притворными, актерскими, но настоящими рыданиями и стенанием».
3.
Героиня трагедии Еврипида «Электра» (по-видимому, 413 г. до н.э.; эта дата не является единогласно признанной, и мнения исследователей колеблются от 412 до 413 г.). Образы главных героев у Еврипида совершенно иные, нежели у Софокла и тем более у Эсхила, - вплоть до полемики с предшественниками в некоторых деталях. Неожиданный сюжетный ход (остроумное решение Эгисфа, который, желая избавиться от опасности, грозящей от будущих детей Э., выдал ее замуж за нищего пахаря, уважающего, однако, царственное достоинство своей невольной жены и не желающего делить с ней ложе) позволяет совершенно изменить контекст и снизить образ героини. Она не меньше жалуется на нищету и лишения, чем на преступления матери и Эгисфа. Утратил свою героическую непоколебимость и Орест: он лишь с трудом подчиняется оракулу Аполлона, укоряя его в несправедливости, и убивает мать, прикрыв лицо плащом, поскольку не в силах видеть собственного преступления. В последней сце не Кастор и Полидевк рассказывают Оресту о его будущей судьбе (которая афинскому зрителю была известна из «Орестеи» Эсхила). Симпатии Еврипида не столь однозначны, как у Софокла: он изображает Клитемнестру не жестокой, беспощадной правительницей, но усталой женщиной, с трудом выносящей бремя мужеубийства (важная сюжетная деталь: она спасла дочь от Эгисфа, желающего расправы ради полной безопасности), и победа над ней морально разбивает Э. и Ореста. Эта трагедия никогда не относилась к числу наиболее популярных в театре Бврипида. А.-В.Шлегель считал ее самой слабой у поэта; П. Катенин придерживался того же мнения; оно было свойственно XIX в., но в XX была оценена по достоинству психологическая тонкость образов и высокая мораль простых людей, выведенных в трагедии.
Лит.: Жуковский В.А. Электра и Орест. Трагедия в пяти действиях, сочинение Александра Грузинцо-ва
//Жуковский В.А. Собр. соч. СПб., 1902. T.IX; Schlegel Aug.-W. Gnechisches und romisches Theater (Vergleichung der Choephoren des Aschylus, der Elektra des Sophokles und der des Euripides); G.Margolin. Notice
//Euripide. Electee. Par G.Margolin. Liege-Paris, 1965; см. также Лит. к статье «АЯКС».
А.И.Любжин

Литературные герои. — Академик. 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЭЛЕКТРА" в других словарях:

  • Электра — (Electra, Ήλέχτρα), или Лаодика. Дочь Агамемнона и Клитемнестры. Она спасла жизнь своего брата, Ореста, и впоследствии вместе с ним отомстила за смерть своего отца, содействуя умерщвлению Клитемнестры. (Источник: «Краткий словарь мифологии и… …   Энциклопедия мифологии

  • ЭЛЕКТРА — в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, спасительница и помощница брата Ореста, которому помогла отомстить за отца, убив мать и ее возлюбленного Эгисфа. Образ Электры получил развитие в мировой литературе (Софокл, Эврипид и др.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Электра — в мифах древних греков дочь Агамемнона и Клитеместры. Одержимая жаждой мести, помогает брату Оресту осуществить возмездие за убийство отца Клитеместрой и её возлюбленным Эгисфом …   Исторический словарь

  • электра — сущ., кол во синонимов: 6 • астероид (579) • героиня (17) • звезда (503) • …   Словарь синонимов

  • Электра — (Hlekra): 1) дочь Океана, супруга Тавманта, от которого у нееродились Ирида и Гарпии; 2) дочь Атланта, одна из семи Плеяд. Легенды оней приурочивались к острову Самофракии, получившему название островаЭ. . Здесь, по преданию, Зевс вступил с Э. в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Электра — У этого термина существуют и другие значения, см. Электра (значения). Электра (др. греч. Ἠλέκτρα  янтарь)  в древнегреческой мифологии[1] дочь Агамемнона и Клитемнестры, излюбленная героиня греческих трагедий. Эпос Гомера не знает… …   Википедия

  • Электра — Орест и Электра. Мрамор. 1 в. Национальный музей. Рим. ЭЛЕКТРА, в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры. Одержимая жаждой мести, помогает брату Оресту осуществить возмездие за убийство отца Клитемнестрой и ее возлюбленным Эгисфом.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Электра — Орест и Электра. Мрамор. 1 в. Национальный музей. Рим. Орест и Электра. Мрамор. 1 в. Национальный музей. Рим. Электра в мифах древних греков дочь Агамемнона и Клитеместры. Одержимая жаждой мести, помогает брату Оресту осуществить возмездие за… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Электра — (греч. Elektra)    в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, сестра Ореста и Ифигении. Э. помогла Оресту отомстить за убитого отца. После того, как Ореста оправдали и он стал царем Микен, Э. вышла замуж за его друга Пилада.    (И.А.… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • ЭЛЕКТРА — Дочь Агамемнона и Клитемнестры; имя ее, не встречающееся у Гомера, впервые упоминается у Стесихора. Электра – одна из центральных фигур драмы убийства и мести у греческих драматургов. Изображалась Эсхилом, Софоклом и Еврипидом как фантастически… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

Книги

  • Электра, Генри Трис. Роман переносит нас во времена Древней Греции, когда великий царь Микен Агамемнон собирает войска для перехода на Трою. Этот рассказ о роде Атридов, взятии Трои, падении Микен ведется от лица… Подробнее  Купить за 200 руб
  • Электра, Софокл. «Сын Агамемнона, полки под Трою Водившего когда-то! Наконец Ты видишь то, чего столь долго жаждал: Желанный древний Аргос, край священный, Где овод жалил деву, дочь… Подробнее  Купить за 99 руб электронная книга
  • Электра, Еврипид. Вероятная дата постановки – 413 г. до н. э. Заключительные слова Диоскуров, отправляющихся спасать корабли у берегов Сицилии, имеют смысл лишь в связи с сицилийской экспедицией 413 года.… Подробнее  Купить за руб электронная книга
Другие книги по запросу «ЭЛЕКТРА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.