ТАРАС БУЛЬБА


ТАРАС БУЛЬБА
ТАРАС БУЛЬБА - герой повести Н.В.Гого-ля «Тарас Бульба» (перв. ред. 1835, вторая - 1842). Исторические прототипы образа Т.Б.- выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII вв.: На-ливайко, Лобода, Тарас Трясыло, Гуня, Остра-ница. Некоторые биографические черты связывают Т.Б. и Богдана Хмельницкого. Однако Т.Б.- собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях.
Образ Т.Б. эпичен, героиней и масштабен. Его судьба разворачивается на фоне грозных исторических событий - борьбы Запорожской вольницы против польской шляхты, турецкого и татарского владычества. Т.Б.- тип положительного героя, ибо он неотъемлемая часть родового единства казачьего братства; его поступками в основном руководит кодекс рыцарской чести; он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры; в нем «широкая, разгульная замашка русской природы». Положительное начало образа Т.Б. уравновешивает безыдеальность образов «уродов» и «существователей» (Гоголь создает образ Т.Б. одновременно с работой над «Мерт-выми душами»). В образе Т.Б. идея товарищества, скрепляющая стихию коллектива, противостоит эгоизму отрешенной индивидуальности, а утопическая республика Запорожской Сечи с ее свободой, равенством, братством противопоставлена узости, мелочности, преклонению перед чинами и капиталом холодного и бездушного Петербурга (Г.А.Гуковский).
Портрет Т.Б. гиперболичен. Богатырская сила, телесная мощь, суровость и прямолинейность, чуждая всякому лукавству, составляют основу облика Т.Б.: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»; «... навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней»; «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Широта и могучий размах Т.Б. в пиршестве и ратном деле приобретают былинные, грандиозно-стихийные черты: «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная». Т.Б. в гневе колотит горшки и фляжки. В пылу боя «рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову ... рубя в капусту встречных и поперечных». Раненый, Т.Б. грохнулся, «как подрубленный дуб, на землю». «А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. <...> Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам». Образ Т.Б. неоднозначен: ему свойственны жестокость и коварство, считающиеся этической нормой в XV-XVII вв. Т.Б. низлагает кошевого, отказавшегося нарушить клятву и возобновить войну, только потому, что два сына Т.Б. должны закалиться в боях. Т.Б. напоил казаков, подговорил их устроить общий сбор, и хмельные казаки, по наущению Т.Б., сместили кошевого, выбрав угодного Т.Б. Кир-дягу. После казни Остапа Т.Б. мстит шляхте, справляет «поминки» по сыну: грабит замки, выжигает 18 местечек, костелы: «Ничего не жалейте!» - повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями <...> не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя».
В образе Т.Б. сливаются две стилевые стихии гоголевского повествования: историческая конкретность и реализм изображения грубого века, когда обоюдная свирепость казаков и поляков - обычное явление, и, с другой стороны, торжественно-лирический пафос народно-поэтического эпоса, смысл которого - апофеоз богатырской мощи Русской земли. Сыноубийство мотивировано предательством и изменой Андрия Русской земле и православной вере, следовательно, этически оправданно: ««Так продать? продать веру? продать своих? <...> Я тебя породил, я тебя и убью!» - сказал Тарас...» Гоголь переосмысливает библейский мотив жертвоприношения Авраама: Андрий (жертвенный агнец Исаак) не спасен Богом, а Т.Б. (ветхозаветный Авраам) приносит его в жертву православию: «как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». В противоположность изменнику Андрию Остап, другой сын Т.Б., распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания и пытки, как исполин»). Т.Б. «стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»« Отцеоставленность Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» (ср.: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» - Матф., 27:46) рождает ответный возглас Т.Б. (как бы ответ Бога умирающим за него верным христианам): «Слышу!» (М.Вайскопф). Таким образом, эпическое единство образа Т.Б. раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия - идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога (мотив грехопадения), что характерно для современной Гоголю европейской цивилизации (ср. критику последней в «Мертвых душах» и петербургских повестях).
Кровавая битва - стихия Т.Б. В ней звучит мотив смертного пиршества, как в «Слове о полку Игореве». Смерть витязей за Отечество угодна Богу («И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам»). Казаки, следовательно, предстают Божьим воинством, и крылатые слова Т.Е., подбадривающие их («Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще казацкая сила? Не гнутся ли еще казаки?»), есть слова «наказного атамана», поставленного Божьим промыслом во славу Русской земли. Русская земля приобретает в понимании Гоголя мессианский смысл. Гибель Т.Б. сохраняет тот же высокий христианский пафос, хоть и снижена юмористическим мотивом потерянной Т.Б. люльки: «И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома». Поляки сжигают Т.Б. на огне, распиная на древесном стволе (ср. традиционный хри стианский символ древа-креста): «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Лит.: Каманин И.М. Научные и литературные произведения Н.В.Гоголя по истории Малороссии
//Памяти Гоголя. Киев, 1902; Карпенко А.И. О народности Н.В.Гоголя. Киев, 1973; см. также Лит. к статье «Чичиков».
А.Б.Галкин

Литературные герои. — Академик. 2009.

Смотреть что такое "ТАРАС БУЛЬБА" в других словарях:

  • Тарас Бульба — (Каменец Подольский,Украина) Категория отеля: Адрес: Улица Старобульварная 6, Каменец …   Каталог отелей

  • ТАРАС БУЛЬБА — «ТАРАС БУЛЬБА», Россия, АТЕЛЬЕ А. ДРАНКОВА, 1909, ч/б. Драма. По одноименной повести Н. В. Гоголя. Киноиллюстрация, не вполне удавшаяся работа по освоению классики. В ролях: Анисим Суслов (см. СУСЛОВ Анисим Зиновьевич), Л. Манько, Черновская.… …   Энциклопедия кино

  • Тарас Бульба — Запрос «Тарас Бульба» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Тарас Бульба Жанр: Повесть Автор: Николай Васильевич Гоголь Язык оригинала: Русский Публикация …   Википедия

  • "Тарас Бульба" — TAPÁC БУ́ЛЬБА , балет в 3 актах (по повести Н. В. Гоголя). Комп. В. П. Соловьёв Седой, сцен. С. С. Каплан. 12.12.1940, Т р им. Кирова, балетм. Ф. В. Лопухов, реж. И. К. Ковтунов, худ. В. Ф. Рындин, дирижёр Е. А. Дубовской; Тарас Бульба – М.… …   Балет. Энциклопедия

  • Тарас Бульба — Тар ас Б ульба, Тар аса Б ульбы …   Русский орфографический словарь

  • Тарас Бульба (фильм) — Тарас Бульба Жанр драма исторический фильм …   Википедия

  • Тарас Бульба (значения) — Тарас Бульба: «Тарас Бульба»  повесть Н. В. Гоголя, названная именем главного героя, запорожского казака. Экранизации: «Тарас Бульба»  российский фильм режиссёра В. Бортко (2009). «Тарас Бульба» (англ. «Taras… …   Википедия

  • Тарас Бульба (фильм — Тарас Бульба (фильм, 1909) Тарас Бульба Жанр Драма Режиссёр Дранков, Александр В главных ролях Черновская Страна …   Википедия

  • Тарас Бульба (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тарас Бульба (значения). Тарас Бульба Тарас Бульба Композитор Василий Соловьёв Седой Автор либретто Семён Каплан …   Википедия

  • Тарас Бульба (фильм, 1909) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тарас Бульба (значения). Тарас Бульба Жанр Драма Режиссёр Дранков, Александр В главных ролях Анисим …   Википедия

Книги

  • Тарас Бульба, Гоголь Николай Васильевич. "Тарас Бульба"-историческая повесть, в которой описана история казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленного польскими войсками. Центральными темами повести являются патриотизми героизм… Подробнее  Купить за 212 руб
  • Тарас Бульба, Гоголь Н.В.. «Тарас Бульба» – историческая повесть, в которой описана история казацкого восстания 1637 – 1638 годов, подавленного польскими войсками. Центральными темами повестиявляются патриотизм и… Подробнее  Купить за 186 руб
  • Тарас Бульба, Гоголь Н.В.. "Тарас Бульба"– историческая повесть, в которой описана история казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленного польскими войсками. Центральными темами повести являются патриотизм и героизм… Подробнее  Купить за 152 руб
Другие книги по запросу «ТАРАС БУЛЬБА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.