ТРЕПЛЕВ


ТРЕПЛЕВ
ТРЕПЛЕВ - - герой комедии А.П.Чехова «Чайка» (1896). В образе Т. Чехов раскрывает мироощущение человека «рубежного» времени, ведущей идеей которого становится идея «духовного избранничества». Эта идея волнует воображение Т., определяет его характер чувствований, «окраску переживаний» (А.Бе-лый). Слова Т. о «жрецах святого искусства», «немногих избранных» можно счесть «оговоркой по Фрейду», выдающей жгучее желание Т. стать одним из них: «У меня в мозгу точно гвоздь, будь он проклят вместе с моим самолюбием, которое сосет мою кровь, сосет, как змея...» Стремление вырваться из плена социальной реальности, в которой он всего лишь «киевский мещанин», рождает «эстетический протест» (Н.А.Бердяев) против современных форм искусства и жизни.
«Странная» пьеса Т. - его первое лирическое самовысказывание, его личная «попытка полета». Реальный усадебный пейзаж («вид на озеро; луна над горизонтом, отражение ее в воде»; женщина, «вся в белом», сидящая на камне), - этот пейзаж, заключенный в «зеркало сцены», становится идеальной эстетической оболочкой Мировой Души. Т. создает «метафизику красоты», трагичную по существу. В отказе Т. от изображения жизни «как она есть» слышен отзвук шопенгауэровского «отказа от материи». Троекратное эхо «Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно» выражает состояние бесконечного духовного одиночества автора. А слова о «пленнике, брошенном в глубокий колодец» - надежду быть услышанным и понятым. Провал спектакля означает для Т. не столько отвержение «новых форм», сколько «неуспех личности», осмеяние «претензии» на духовное избранничество.
Экзистенциальная тревога, связанная с проблемой самоидентификации («Я - ничто... Кто я? Что я?») и боязнью «опоздать» («Мне уже двадцать пять лет»), развивает в Т. «гамлетовский комплекс» (В.В.Набоков). Отсюда стремление Т. «символизировать» жизнь, превратить ее грубую материю в одухотворенный образ-символ: «Я имел подлость убить сегодня эту чайку. Кладу ее у ваших ног». Отказ Нины понимать эту символическую акцию -»страшен, невероятен» для Т.: «Будто это озеро вдруг высохло или утекло в землю». Нина Заречная - Психея, душа творчества Т. Теряя ее, он утрачивает способность творить: «Она меня не любит, я уже не могу писать... Пропали мои надежды».
На протяжении всей пьесы Т. стремится вырваться за пределы своего одиночества: ставит спектакль, пытается покончить с собой, затевает глупую дуэль с Тригориным, хочет вернуть любовь матери, Аркадиной. Но все его попытки кончаются - провалом, смешной неудачей, нелепостью, скандалом.
Спустя два года, прошедших между третьим и четвертым действием пьесы, Т. уже «настоящий писатель»: он печатается в журналах, его ругают в газетах, почитатели интересуются его внешностью и возрастом. Он стал спокойнее в проявлениях, и можно только догадываться, какие чувства им владеют, когда он рассказывает о жизни Нины, видит чучело чайки, слышит тригоринское «не помню».
Приход Нины взрывает наружное спокойствие Т. и обнажает его внутреннее отчаяние, потерю чувства жизни, неверие в себя и свое призвание. Когда Нина - Мировая Душа -окончательно покидает его, он остается наедине с «хаосом грез и образов». Самоубийственный выстрел Т. в финале пьесы - не бессилие отчаяния, а сознательный выбор. «Лопнула 409 склянка с эфиром»: дух освободился от стесняющей его «материи жизни». Трагизм «странной» пьесы Т. отозвался трагической иронией в финале комедии Чехова, превращая конфликт Т. из жизненно-психологического в экзистенциально-философский.
В образе Т. Чехов предугадал многие черты человека новейшего времени, которые с достаточной ясностью и полнотой проявились позднее - в мироощущении, в творческих судьбах художников «серебряного века»: В.Ф.Комис-саржевской, В.Э.Мейерхольда, Ив.Коневского, В.Князева, в особенности А.Белого. Характерные черты этого мироощущения, воссозданные в образе Т.: «незавершенный» внутренний мир, отсутствие опоры, «тверди» (Ф.А.Сте-пун); метания между «я» жизненно-психологическим и «я» художественно-эстетическим (В.Ф.Ходасевич); «изъян излишнего одухотворения» (Б.Л.Пастернак).
Первым исполнителем роли Т. (спектакль Александрийского театра, потерпевший провал, 1896) был Р.Аполлонский. В знаменитой постановке Художественного театра, в которой, по убеждению К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, произошло «рождение» созданного ими театра, роль Т. играл В.Э.Мейерхольд. Слова чеховского героя о поисках новых форм искусства определили художническое кредо будущего великого режиссера.
Н.А.Шалимова

Литературные герои. — Академик. 2009.

Смотреть что такое "ТРЕПЛЕВ" в других словарях:

  • Постановки «Чайки» А. П. Чехова — Список постановок пьесы А. П. Чехова «Чайка». Постановки в России и СССР 1896 года  Александринский театр. Постановка Е. П. Карпова. Премьера состоялась 17 октября в бенефис Е. И. Левкеевой. Роли исполняли:… …   Википедия

  • Чайка (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чайка (значения). Чайка Жанр: комедия Автор: Антон Павлович Чехов Язык оригинала: русский Год написания …   Википедия

  • Стриженов, Олег Александрович — Олег Стриженов Имя при рождении: Олег Александрович Стриженов Дата рождения: 10 августа 1929(1929 08 10) (83 года) Место рождения: Благовещенск, Дальневосточн …   Википедия

  • Олег Александрович Стриженов — Олег Стриженов Имя при рождении: Олег Александрович Стриженов Дата рождения: 10 августа 1929 (79 лет)(19290 …   Википедия

  • Олег Стриженов — Имя при рождении: Олег Александрович Стриженов Дата рождения: 10 августа 1929 (79 лет)(19290 …   Википедия

  • Спектакли Московского Художественного театра — Спектакли, поставленные в Московском Художественном театре до его раскола, представлены в хронологическом порядке Содержание 1 Период 1898 1917 годов 1.1 1898 1901 1.2 1902 1905 1.3 …   Википедия

  • Чехов, Антон Павлович — один из самых выдающихся современных европейских писателей. Отец его был крепостным, но выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вел собственные дела. Семья Ч. вообще талантливая, давшая нескольких писателей и художников. Ч.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Коршунов, Александр Викторович — Александр Коршунов На премьере фильма «Брестская крепость», 3 ноября 2010 года Имя при рождении: Александр Викторович К …   Википедия

  • Чайка (Щедрин) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чайка (балет). Чайка Чайка Композитор Родион Щедрин Автор либретто Родион Щедрин и Валерий Левенталь Источник сюж …   Википедия

  • Чайка (фильм, 1968) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чайка (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Чайка (фильм). Чайка The Sea Gull Жанр драма мелодрама экранизация …   Википедия

Книги

  • Олени, Игов Светлозар. Безымянный герой романа С. Игова "Олени"-в мировой словесности не одинок. Гётевский Вертер; Треплев из" Чайки" Чехова;" великий Гэтсби" Скотга Финджеральда... История несовместности… Подробнее  Купить за 300 руб
  • Олени, Игов С.. Безымянный герой романа С. Игова&# 171;Олени&# 187;– в мировой словесности не одинок. Гетевский Вертер, Треплев из&# 171;Чайки&# 187;Чехова,&# 171;Великий Гэтсби&# 187;Скотта Фицджеральда.… Подробнее  Купить за 284 руб
  • Чайка (изд. 2016 г. ), Чехов Антон. Семейная драма, иронично названная автором комедией. Самая известная и самая ставящаяся по всему миру русскоязычная пьеса. Действие разворачивается в имении, где Константин Треплев,… Подробнее  Купить за 169 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ТРЕПЛЕВ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.